03.03.2017

Интернет торговля: Увеличение цены на товар после заключения договора

  

Управление Роспотребнадзора по Ивановской области по вопросу об увеличении  цены после заключения договора купли-продажи на товар, приобретаемый дистанционным способом сообщает следующее.

В настоящее время интернет-торговля все чаще проявляет себя недобросовестно по отношению к покупателям, размещая на сайте  информацию о цене товара, которого даже иногда нет в наличии, - исключительно с целью заманить посетителей,  отвлекая  их  от сайтов конкурентов с реальными ценами. Либо увеличивая стоимость товара после подтверждения покупателем намерения его приобрести.

Дистанционный способ продажи товара потребителю является разновидностью договора розничной купли-продажи (ст. 497 ГК РФ). В связи с этим к нему в полной мере применимы положения, указанные в п. 1 ст. 494 ГК РФ, которые конкретизируются в п. 12 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 N 612: "предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определенно и содержит все существенные условия договора. Продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании". Существенными условиями договора розничной купли-продажи являются наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ) и его цена ("цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи" - п. 2 ст. 494 ГК РФ).

Таким образом, любое предложение товара в интернет-магазине, содержащее наименование товара и стоимость за единицу, является публичной офертой, если в качестве контрагента выступает потребитель (физическое лицо, заказывающее либо имеющее намерение заказать товар для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). Оговорки, сделанные на сайте, о том, что предложение не является публичной офертой, не имеют юридической силы.

Согласно п. 20 Правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар. В качестве сообщения о намерении покупателя приобрести товар необходимо рассматривать любое сообщение или действие, из которого недвусмысленно усматривается воля потребителя приобрести товар.

Совершение потребителем вышеуказанных действий означает возникновение заключенного договора. Учитывая, что в электронной коммерции момент получения продавцом сообщения о намерении приобрести товар всегда будет предшествовать выдаче покупателю товарного, кассового чека или иного документа, именно факт получения продавцом сведений о намерении потребителя заключить договор и является тем юридическим фактом, который влечет возникновение договора.

Из положения п. 2 ст. 424 ГК РФ – "Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке" вытекает принцип стабильности, т.е. невозможности изменения согласованной сторонами цены, если в договор не были включены условия об ее изменении. Таким образом, потребителю при заключении договора следует обратить внимание на наличие условий о возможности изменения цены товара при его оплате, доставке и т.д.