25.01.2018

Информация для потребителя. Если Вы случайно повредили товар в магазине

        Многие потребители считают, что до тех пор, пока они не оплатили товар и не получили чек, т.е. не стали собственниками товара, они не несут ответственность за повреждение или гибель этого товара. На самом деле это не так. В каждом конкретном случае многое зависит от нюансов, которые могут трактоваться как в пользу покупателя, так и в пользу магазина. 

Статья 459 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Переход риска случайной гибели товара «Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю». 

Статья 493 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Форма договора розничной купли-продажи: «... договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара».

Таким образом, пока вы не оплатили товар, при причинении вами ущерба магазину, в действие вступает статья 1064 Гражданского кодекса РФ, согласно которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Однако пунктом 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. 

Например, если вы взяли бутылку в руки и не удержали ее, то в этом полностью ваша вина и придется эту бутылку оплатить. Однако же если вы поскользнулись на мокром полу и свалили витрину, если разбили товар, пробиваясь через наваленные в проходе между витрин коробки, в этом полностью вина магазина, и вы имеете право не оплачивать испорченный товар. 

Виновен покупатель,и в этих случаях вы причинили магазину ущерб по своей вине и обязаны его возместить в полном объеме: 

 - если вы взяли в руки товар, и по неосторожности выронили его и разбили; 

- если к порче товара привело ваше «неестественное» поведение в торговом зале (бег, драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.п.); 

- если вы намеренно разбили тот или иной товар (например, взяли в руки бутылку дорого виски и со всего размаху кинули бутылку в стену). 

Виновен магазин и в этих случаях вина полностью лежит на магазине, и никто не вправе требовать с вас возмещения ущерба: 

- если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или же эти проходы заставлены коробками, «горками» из товара; 

- если товар расположен на стеллаже неустойчиво, и взяв одну банку, вы разрушили «всю конструкцию»; 

- если в магазине мокрый пол, и вы испортили товар поскользнувшись;

- если товар разбился, упав с ленты на кассе. 

Если же администрация магазина будет требовать от вас оплатить испорченный товар, который был испорчен не по вашей вине, требуйте жалобную книгу, и оставляйте в ней запись о случившемся.       Администрацией магазина должен быть составлен акт о порче товара, в котором обязательно напишите свои доводы по этому поводу, например, что в проходе был мокрый пол или ширина прохода не соответствует нормам. Заручитесь поддержкой как минимум двух свидетелей случившегося (это могут быть как ваши родственники и друзья, так и другие покупатели магазина). Если ни одна из сторон не хочет признавать свою вину за разбитый товар, в таком случае вина должна быть доказана в судебном порядке. 

Таким образом, при наличии вины покупателя администрация магазина вправе потребовать у гражданина возмещения ущерба на месте. Если покупатель против выплаты компенсации, то дело передается в суд. 

 
© 2006–2022, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области

Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6

Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86

Электропочта: ivrpn@37.rospotrebnadzor.ru