14.02.2020

Роспотребнадзор дает рекомендации потребителям при покупках к 14 февраля

В преддверии приближающихся праздничных дней становится актуальным вопрос приобретения подарков. При выборе ювелирных изделий или парфюмерно-косметических товаров необходимо учитывать некоторые особенности данных групп товаров.

Особенности продажи изделий ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней содержатся в разделе VII Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее – Правила продажи).

Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, выставленные для продажи, должны иметь опломбированные ярлыки с указанием: наименования изделия и его изготовителя, вида драгоценного металла, артикула, пробы, массы, вида и характеристики вставок, в том числе способа обработки, изменившего качественно-цветовые и стоимостные характеристики драгоценного камня, а также цены изделия (цены за 1 грамм изделия без вставок). При использовании в качестве вставок материалов искусственного происхождения, обладающих характеристиками (свойствами) драгоценных камней, на ярлыках должна быть указана информация о том, что данный камень не является драгоценным (пункт 64 Правил продажи).

Информация о товаре в обязательном порядке должна содержать сведения о месте нахождения (адресе), фирменном наименовании (наименовании) изготовителя (продавца, импортера), правилах и условиях эффективного использования товара, гарантийном сроке (пункт 11 Правил продажи).

Продажа ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, произведенных в Российской Федерации, ввезенных на ее территорию, подлежащих клеймению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, осуществляется только при наличии на этих изделиях оттисков государственных пробирных клейм, а также оттисков изменников (для изделий отечественного производства). Допускается продажа ювелирных и других изделий из серебра отечественного производства массой до 3 граммов включительно (без учета вставок) без оттиска государственного пробирного клейма (пункт 61 Правил продажи).

Ювелирные изделия должны соответствовать требованиям ОСТ 117-3-002-95: поверхности изделий должны быть шлифованные и полированные, на поверхностях не должно быть трещин, раковин, заусенцев; парные изделия подобраны по размеру, форме и виду огранки, цвету вставок, а также характеру рисунка вставок; швы в изделиях должны быть плотными, ровными и не иметь прожогов; вставки должны быть закреплены в изделиях неподвижно, если иное не предусмотрено художественным замыслом; замки в изделиях должны исключать самопроизвольное их открывание и быть удобным в использовании. Материалы, применяемые для изготовления, должны удовлетворять требованиям действующих стандартов и технических условий.

При продаже парфюмерно-косметических товаров отношения между покупателями и продавцами  регулируются Правилами продажи, разработанными в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».

До подачи в торговый зал парфюмерно-косметические товары распаковываются и осматриваются, проверяется качество (по внешним признакам) каждой единицы товара и наличие о нем необходимой информации.

Покупателю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды с использованием для этого лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, представляемых изготовителями товаров, а также с другими свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.

При передаче товаров в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной лентой покупателю должно быть предложено, проверить содержимое упаковки путем снятия целлофана или фирменной ленты.

Особое внимание необходимо уделить информации, которая в обязательном порядке должна быть размещена на упаковке, этикетке изделия  или листе-вкладыше парфюмерно-косметического товара. Маркировка должна содержать следующую информацию: наименование, название (при наличии) парфюмерно-косметической продукции; наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну); страна происхождения парфюмерно-косметической продукции (если страна, где расположено производство продукции, не совпадает с юридическим адресом изготовителя); наименование и место нахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя (уполномоченный представитель изготовителя или импортер), если изготовитель не принимает претензии сам на территории государства-члена ТС;  номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре; цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств);  массовую долю фторида в пересчете на молярную массу фтора (%, или мг/кг, или ppm) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора; срок годности; дату изготовления (месяц, год) и срок годности (месяцев, лет), или надпись "годен до" (месяц, год) или "использовать до" (месяц, год);  описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных; особые меры предосторожности (при необходимости); номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции; сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции; список ингредиентов.

По требованию потребителя продавец обязан ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

Следует иметь в виду, что в соответствии с Перечнем непродовольственных товаров надлежащего качества, неподлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, форм, габаритов, фасонов, расцветки или комплектации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, ювелирные изделия, парфюмерно-косметические товары надлежащего качества возврату или обмену не подлежат. В случае обнаружения недостатков в приобретенном товаре, потребителю необходимо направить продавцу претензию, изложив в ней все обстоятельства дела и свои требования.

Претензия должна быть составлена в двух экземплярах. Один экземпляр претензии направляется посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением либо вручается под подпись лично. Второй экземпляр претензии (с отметкой о ее получении, если вручаете лично) остается у потребителя.  В случае обнаружения потребителем недостатков в товаре, Закон обязывает продавца принять его и провести проверку качества.

Если возникает спор о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация, уполномоченный индивидуальный предприниматель или импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.

Экспертизу может проводить организация, не заинтересованная в результатах рассмотрения дела. Потребитель вправе присутствовать при проверке качества и экспертизе товара. Если он не согласен с её результатами, то может оспорить их в судебном порядке.

В случае установления экспертизой того, что недостатки товара возникли из-за обстоятельств, независящих от продавца (изготовителя), то потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю или импортеру расходы на проведение экспертизы, а также расходы на хранение и транспортировку товара при ее проведении.

 Защита прав потребителей