Главная страница  /  Новости  / 
14.03.2025

Права потребителя в случае приобретения товаров ненадлежащего качества

 

Управление Роспотребнадзора по Ивановской области разъясняет, если вы обнаружили брак или иной недостаток в купленном товаре, то согласно статье 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закона) вы можете по своему выбору предъявить продавцу одно из требований:

- заменить купленный товар на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);

- заменить товар на такой же только другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- соразмерно уменьшить покупную цену. Это требование имеет смысл предъявлять, если обнаруженные недостатки не особо влияют на использование товара (например, царапины);

- незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара (другими словами, отремонтировать товар) или возместить расходы на их исправление потребителем или третьим лицом;

- вернуть уплаченную за товар сумму.

Кроме того, вы вправе дополнительно требовать полного возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

 

Как правильно предъявить требование

 

 

 Настоятельно рекомендуем предъявлять требование в письменной форме. Это необходимо для того, чтобы зафиксировать факт своего обращения. Любые заявления и претензии подаются в двух экземплярах. Один экземпляр передаётся адресату, а на втором сотрудник, принявший документ, должен расписаться, поставить дату приёма документа, штамп или печать магазина (при наличии), а также указать свою должность, фамилию и инициалы. Если же никто не хочет принимать и подписывать претензию, отправьте её по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае доказательством отправки будет почтовая квитанция, а доказательством получения – уведомление.

 

 

          

Особенности предъявления требований в отношении технически сложных товаров

 

В отношении технически сложных товаров закон устанавливает свои особенности предъявления и удовлетворения требований потребителей при обнаружении в таких товарах недостатков. Эти особенности закреплены в пункте 1 статьи 18 Закона. Так, в указанном пункте  определен срок для предъявления требований о возврате уплаченной суммы и о замене товара – в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара и обозначены конкретные случаи, при которых указанные требования подлежат удовлетворению по истечении 15-дневного срока:

 

- обнаружение существенного недостатка товара;

- нарушение сроков ремонта товара, установленных статьей 20 Закона;

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

 

Сроки для предъявления соответствующих требований

 

 

 

Требования в отношении недостатков товаров предъявляются потребителем согласно статье 19 Закона:

 

 

- в течение гарантийного срока;

- в течение срока годности товара (на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары);

- в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю (если гарантийный срок или срок годности не установлен);

- в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю (если гарантийный срок истёк, а потребитель способен доказать, что недостатки возникли до момента покупки товара);

- в течение срока службы товара или в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю (если срок службы не установлен). Данный срок может быть применён при одновременном наличии следующих условий:

- выявлены существенные недостатки товара;

- требование предъявляется не продавцу, а изготовителю (уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортёру);

- потребитель предъявляет требование только о ремонте товара;

- недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю.

 

 Порядок проведения проверки качества товара и экспертизы

 

Для того чтобы удовлетворить ваши требования, продавцу необходимо установить, по какой причине (по вине изготовителя (продавца) или по вашей вине) в товаре возник недостаток.

Поскольку качество товара не всегда можно определить на глаз, на первоначальном этапе назначается проверка качества товара, а затем уже, если вы будете не согласны с результатами проведенной проверки качества, проводится экспертиза. Об этом говорит пункт 5 статьи 18 Закона.

Обратите внимание, что потребитель имеет право принимать участие как в проверке качества, так и в проведении экспертизы. Однако недобросовестные продавцы не информируют потребителя об этом праве, а потом утверждают, что потребитель не заявил о своем намерении принять участие в проверке или в экспертизе. Поэтому, как только продавец предупредит вас о необходимости провести проверку качества (экспертизу), сразу же сообщите письменно о том, что хотите присутствовать при этом.

Если экспертиза установит, что недостаток возник в силу причин, за которые продавец не отвечает, последний вправе потребовать от потребителя оплаты работы экспертов, а также услуг по транспортировке и хранению товара, связанных с экспертизой.

 Судебная защита нарушенных прав потребителя

 

В случае если продавец откажется добровольно удовлетворить заявленные вами требования либо оставит вашу письменную претензию без ответа, то вы вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

 

 

 Защита прав потребителей

 

 

 
© 2006–2022, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области

Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6

Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86

Электропочта: ivrpn@37.rospotrebnadzor.ru