Управление Роспотребнадзора по Ивановской области разъясняет, если вы обнаружили брак или иной недостаток в купленном товаре, то согласно статье 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закона) вы можете по своему выбору предъявить продавцу одно из требований:
- заменить купленный товар на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);
- заменить товар на такой же только другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерно уменьшить покупную цену. Это требование имеет смысл предъявлять, если обнаруженные недостатки не особо влияют на использование товара (например, царапины);
- незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара (другими словами, отремонтировать товар) или возместить расходы на их исправление потребителем или третьим лицом;
- вернуть уплаченную за товар сумму.
Кроме того, вы вправе дополнительно требовать полного возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Как правильно предъявить требование
Особенности предъявления требований в отношении технически сложных товаров
В отношении технически сложных товаров закон устанавливает свои особенности предъявления и удовлетворения требований потребителей при обнаружении в таких товарах недостатков. Эти особенности закреплены в пункте 1 статьи 18 Закона. Так, в указанном пункте определен срок для предъявления требований о возврате уплаченной суммы и о замене товара – в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара и обозначены конкретные случаи, при которых указанные требования подлежат удовлетворению по истечении 15-дневного срока:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение сроков ремонта товара, установленных статьей 20 Закона;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Сроки для предъявления соответствующих требований
Требования в отношении недостатков товаров предъявляются потребителем согласно статье 19 Закона:
- в течение гарантийного срока;
- в течение срока годности товара (на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары);
- в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю (если гарантийный срок или срок годности не установлен);
- в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю (если гарантийный срок истёк, а потребитель способен доказать, что недостатки возникли до момента покупки товара);
- в течение срока службы товара или в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю (если срок службы не установлен). Данный срок может быть применён при одновременном наличии следующих условий:
- выявлены существенные недостатки товара;
- требование предъявляется не продавцу, а изготовителю (уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортёру);
- потребитель предъявляет требование только о ремонте товара;
- недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю.
Для того чтобы удовлетворить ваши требования, продавцу необходимо установить, по какой причине (по вине изготовителя (продавца) или по вашей вине) в товаре возник недостаток.
Поскольку качество товара не всегда можно определить на глаз, на первоначальном этапе назначается проверка качества товара, а затем уже, если вы будете не согласны с результатами проведенной проверки качества, проводится экспертиза. Об этом говорит пункт 5 статьи 18 Закона.
Обратите внимание, что потребитель имеет право принимать участие как в проверке качества, так и в проведении экспертизы. Однако недобросовестные продавцы не информируют потребителя об этом праве, а потом утверждают, что потребитель не заявил о своем намерении принять участие в проверке или в экспертизе. Поэтому, как только продавец предупредит вас о необходимости провести проверку качества (экспертизу), сразу же сообщите письменно о том, что хотите присутствовать при этом.
Если экспертиза установит, что недостаток возник в силу причин, за которые продавец не отвечает, последний вправе потребовать от потребителя оплаты работы экспертов, а также услуг по транспортировке и хранению товара, связанных с экспертизой.
В случае если продавец откажется добровольно удовлетворить заявленные вами требования либо оставит вашу письменную претензию без ответа, то вы вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6
Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86