26.09.2011

К вопросу о незаконности "коллекторской деятельности"

 

Еще раз к вопросу о незаконности

«коллекторской деятельности»

 

На регулярно поступающие  жалобы граждан в отношении «коллекторов» , Роспотребнадзрор разъясняет,  что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера только по вопросам защиты прав потребителей, в то время как «сборщики долгов» априори не могут быть идентифицированы в качестве субъектов законодательства о защите прав потребителей и участников потребительских правоотношений, в связи с чем Роспотребнадзор информирует заявителей, что правовую оценку действиям «коллекторов» могут дать соответствующие правоохранительные органы, прежде всего – прокуратура.

 

Роспотребнадзор в рамках установленной компетенции всегда готов к взаимодействию с органами  прокуратуры в целях защиты граждан от угроз расправы и от вмешательства в личную жизнь со стороны «сборщиков долгов».

В мае 2011 года уже прокуратура Приморского района города Санкт-Петербурга провела проверку законности заключения ЗАО Банк «Советский» кредитного договора, в котором, среди прочего, содержалась так называемая «коллекторская оговорка» («право» банка на «передачу долга» потребителя «коллекторам»).

 

В результате взаимодействия с Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу банк-нарушитель был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа соответствующим постановлением названного территориального органа Роспотребнадзора от 19.05.2011 (квалификация по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ).

 

Однако, как указано в решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2011 по делу № А56-36105/2011, «не согласившись с данным постановлением, Банк обратился в арбитражный суд».

Суд по поводу этого несогласия высказался вполне определенно:

«Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.02.1999 № 4-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 года «О банках и банковской деятельности», гражданин является экономически слабой стороной и нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость ограничить свободу договора для другой стороны, т.е. для банков.

 

Пунктом 1 статьи 819 ГК РФ установлена специальная правосубъектность кредитора.

Денежные средства в кредит может предоставить только банк или иная кредитная организация (имеющая соответствующую лицензию).

При совершении сделки по уступке права требования права и обязанности кредитора в полном объеме переходят новому кредитору. В силу вышеизложенного императивного требования к правосубъектности кредитора по кредитному договору круг третьих лиц, которым возможна уступка права требования, является ограниченным.

 

Требование лицензирования, а равно наличие банка (кредитной организации) на стороне кредитора в кредитном договоре распространяется как на сам кредитный договор, так и на все действия, выступающие объектами обязательств по предоставлению кредита и его возврату.

 

Данное утверждение, в свою очередь, позволяет сделать вывод, что уступка права требования субъектам небанковской сферы противоречит специальному банковскому законодательству, требующему лицензировать банковские операции.

Подобное условие противоречит пункту 1 статьи 388 ГК РФ, согласно которому уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору.

 

Таким образом, суд, руководствуясь статьями 382, 819 ГК РФ, считает, что включенное в заявление условие о возможности уступки банком права требования возврата кредита третьим лицам может привести к тому, что право требования к гражданину-заемщику будет передано третьим лицам, не являющимся кредитными организациями. Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС СЗО от 28.04.2010 по делу № А56-60582/2009».

 

Таким образом, если с одной стороны Роспотребнадзор не может прямо наказать «коллекторов» за угрозы и другие незаконные действия, допускаемые ими в отношении гражданского населения Российской Федерации, поскольку деятельность «коллекторов» изначально лежит вне правового поля и легальных потребительских правоотношений, то с другой - используя все имеющиеся у него административные полномочия, Роспотребнадзор применяет соответствующие меры в отношении хозяйствующих субъектов, прибегающих к сомнительным «услугам» «коллекторов». 

 

При этом  Роспотребнадзор последовательно осуществляет системную работу в данном направлении.

В частности, в связи с интересом, объективно проявляемым Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации к теме взаимоотношений между гражданами-потребителями и «коллекторами», по результатам участия представителей Роспотребнадзора 19 мая 2011 года в обсуждении на Президиуме ВАС РФ подготовленного Управлением частного права ВАС РФ проекта Обзора судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров, в адрес ВАС РФ в июне 2011 года было направлено соответствующее письмо, в котором  Роспотребнадзор подробно изложил свою правовую позицию, в том числе по рассматриваемому вопросу.

 

Кроме того,  Роспотребнадзор направил в Минэкономразвития России письмо с подробным правовым анализом содержания размещенных на сайте названного министерства проектов федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» и федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», цель которого  - не допустить их дальнейшего движения в представленном виде.

 

Очевидно предположить, что такие шаги со стороны Роспотребнадзора по отстаиванию интересов граждан как потребителей не могут не вызывать ответную реакцию со стороны «коллекторского сообщества», заинтересованного в признании его существования не только в форме хроники несчастных происшествий.

 

Как известно, ООО «Центр развития коллекторства» в ответ на объективные сообщения Роспотребнадзора о методах «коллекторов», не слишком различимых с уголовно наказуемыми деяниями (что подтверждается продолжающими поступать в Роспотребнадзор жалобами граждан), решил обратиться в суд не иначе как за защитой своей «репутации», при этом,  оценив такую «репутацию» не более, чем в 1 рубль (следуя логике, что возмещение должно быть адекватным). 

 

При этом, на фоне уже сделанных арбитражными судами выводов в отношении «коллекторов»,  истец не нашел ничего лучшего, чем цинично сослаться на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод человека и решения Европейского суда по правам человека.

 

Роспотребнадзор будет информировать о ходе данного процесса и принятых по итогам судебного разбирательства решениях, объективно полагая, что предстоящий судебный вердикт станет еще одним свидетельством торжества законности и справедливости.

 



© 2006–2009, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области

Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6

Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86

Электропочта: ivtur@tpi.ru