
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ  ЧЕЛОВЕКА
 
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 
 
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
| 24.04.2012 г. |   Иваново | № 7 | 
|  «Об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков Ивановской области в период проведения летней оздоровительной кампании 2012-2013 гг. | 
 | 
Я, Главный государственный санитарный врач по Ивановской области А.И. Минашкин, проанализировав итоги летней оздоровительной кампании 2011 года,  установил, что на территории области  функционировало 475 учреждений отдыха и оздоровления детей с количеством детей в них – 41513 человек.  Среди общего числа учреждений основную долю (94,7%) составляли лагеря с дневным пребыванием детей – 450 учреждений. На долю загородных стационарных лагерей приходилось 4,8% (23 учреждения),  на долю санаториев – 0,5% (2 учреждения).
В период подготовки к летней оздоровительной кампании 2011 года проводились совещания и заседания комиссий по организации летнего отдыха детей, на которых обсуждались вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия при подготовке летних оздоровительных учреждений. На местах принимались постановления и распоряжения глав администраций по реализации программ летнего отдыха детей. Управлением  Роспотребнадзора по Ивановской области и его  территориальными отделами к летней оздоровительной кампании было выдано 754 пункта планов-заданий по улучшению материально-технической базы лагерей, все были выполнены. В оздоровительных учреждениях проводились ремонтные работы спальных корпусов, пищеблоков, складских помещений, подготовка источников водоснабжения (артезианских скважин и разводящей сети), благоустройство подъездных путей, игровых и спортивных площадок, приобретался мягкий и твердый инвентарь, торгово-технологическое и холодильное оборудование, столовая посуда. 
Акарицидная (противоклещевая) обработка территорий летних оздоровительных учреждений была проведена на площади 
Заезд детей в ЛОУ без санитарно-эпидемиологического заключения  не осуществлялся.   Переносов сроков заезда детей не было.
В рамках надзорных мероприятий за период летней оздоровительной кампании проведено 140 проверок  оздоровительных учреждений, по результатам которых было зарегистрировано более 800 нарушений требований санитарного законодательства в сфере  организации питания, организации медицинских осмотров и гигиенической аттестации сотрудников, нарушались требования к условиям пребывания детей,  содержанию территорий учреждений. Допускался приём продуктов без документов, подтверждающих их качество и безопасность; нарушались условия хранения продуктов; не велась медико-санитарная документация; нарушалась технология приготовления блюд, что подтверждено результатами лабораторных испытаний: 2% проб готового питания не соответствовали санитарным нормам по микробиологическим показателям и 25% - не соответствовали меню-раскладке по калорийности и полноте вложения; нарушался текущий санитарно-противоэпидемический режим на пищеблоке, что подтверждалось неудовлетворительными результатами микробиологических исследований смывов с поверхности оборудования и инвентаря в 6,1% случаев; не во всех лагерях персонал своевременно проходил медицинские осмотры и гигиеническую аттестацию. Вышеназванные нарушения допускались в лагерях с дневным пребыванием детей при школах  Комсомольского, Южского, Гаврилово-Посадского, Шуйского районов, в загородных лагерях «Строитель»,  «Бережок» (ООО «Мы и Дети»), «Янтарь», «Химик» (ООО «Рубин»), «Рубин» (ООО «Татьяна»), «Огонек» (ООО «ДБО «Озерная), «Чайка-плюс» (ООО «ЗОЦ «Ломы»).
По сравнению с летним сезоном 2010 года в 2011 году отмечено ухудшение качества воды  по санитарно-химическим (на 40%) и  микробиологическим ( в 3 раза) показателям
В 2011г. уровень заболеваемости детей в лагерях составил 3,4 на тыс. отдохнувших, что ниже показателя 2010г. (28,4 на тысячу отдохнувших детей).  Массовых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений в летний сезон не регистрировалось. Удельный вес  детей с выраженным оздоровительным эффектом составил 87,5 % (в 2010г. – 88%) от числа отдохнувших.  
За нарушения санитарного законодательства в отношении 149 должностных и 3-х юридических лиц возбуждались  дела об административных правонарушениях. Общая сумма штрафов составила 246100 рублей.        
В целях обеспечения эффективного отдыха и оздоровления детей и подростков в период летних оздоровительных кампаний 2012-13 годов в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2006 № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007 № 1 (ч. 1), ст. 21; 2007 № 1 (ч. 1) ст. 29; 2007, № 27, ст. 3213; 2007, № 46, ст. 5554; 2007, № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418; 2008, №30 (ч.2), ст. 3616, 2008, № 44, ст. 4984; 2008, № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969, в соответствии с пп. 5.4, 5.5, 5.6, 5.8 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №322 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ( Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №28, ст.2899, 2006, №22, ст.2337; №52 ( ч.3), ст.5587; 2008г. №40, ст.4548, № 46, ст.5337; 2009, №30, ст.3823; №33, ст. 4081; 2010, №9, ст. 960), ПОСТАНОВЛЯЮ: 
1. Рекомендовать Главам  органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов:
1.1. рассмотреть вопрос о выделении необходимых средств на проведение противоклещевых обработок и мероприятий по борьбе с грызунами в районах размещения муниципальных детских летних оздоровительных учреждений и областных детских санаториев в целях профилактики клещевого энцефалита, клещевого боррелиоза,  геморрагической лихорадки с почечным синдромом и других зоонозных инфекционных заболеваний;
1.2.  рассмотреть возможность организации страхования детей и подростков в период их пребывания в учреждениях отдыха и оздоровления;
    
1.3. не допускать открытие летних оздоровительных учреждений без наличия документов, подтверждающих соответствие  санитарным нормам и правилам. Запретить проведение ремонтных работ в образовательных учреждениях на период работы лагерей;
1.4.  информировать  Управление Роспотребнадзора по Ивановской области за месяц до планируемой отправки организованных детских коллективов на отдых за пределы области о месте дислокации, численности детей, виде транспорта, используемого для перевозки, продолжительности заезда,  о маршруте следования при проведении туристических походов, а также  за 3-ое суток до уточненной даты отправки -  подтверждение обязательного медицинского сопровождения организованных групп детей; 
1.5. представлять в  Управление Роспотребнадзора по Ивановской области и его территориальные отделы информацию о планируемых формах и видах организованного детского отдыха и занятости детей во всех оздоровительных учреждениях области в каникулярное время в срок не позднее 2-х недель до начала работы, а также отчет  по итогам каждой оздоровительной смены;
1.6. обеспечить контроль за проведением летней оздоровительной кампании, в т.ч. организацией полноценного сбалансированного питания, физическим воспитанием и закаливанием детей, созданием полноценных условий для отдыха и оздоровления детей, находящихся в особо трудных социальных условиях; 
1.7. своевременное и качественное проведение медицинских осмотров сотрудников, направляемых на работу в летние оздоровительные учреждения; 
1.8. выдачу справок об отсутствии контакта с инфекционными больными по месту жительства детям и персоналу, выезжающим в ЛОУ, амбулаторно-поликлиническими учреждениями за 3 дня до отъезда;  
1.9. выделение специалистов  для медицинского сопровождения в поездках детских организованных групп, а также резервных мест в лечебных учреждениях на случай экстренной госпитализации больных детей; 
1.10. выполнение мероприятий по подбору и направлению на работу квалифицированного медицинского персонала, имеющего опыт работы с детьми, проведению инструктажа медицинских работников, сопровождающих детские организованные коллективы, и родителей отъезжающих детей по организации питания и питьевого режима в пути следования; 
1.11. оценку эффективности оздоровления детей по итогам каждой лагерной смены в соответствии с Методическими Рекомендациями МР 2.4.4.0011-10 «Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей»;
        
1.12. контроль за своевременным представлением в адрес Управления и Территориальных отделов Управления Роспотребнадзора  отчетов медицинскими работниками ЛОУ по заболеваемости, выполнению натуральных норм питания, эффективности оздоровления детей по итогам каждой смены; 
2. Владельцам, арендаторам, руководителям  оздоровительных учреждений всех типов: 
2.1. провести необходимую подготовку летних оздоровительных учреждений к приему детей в соответствии с  санитарными нормами и правилами;
2.2. не допускать открытия загородных летних оздоровительных учреждений без санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии учреждений санитарным нормам и правилам, а также открытие каждой смены – без письменного разрешения на заезд;
2.3. принять действенные меры по подбору медицинских работников, квалифицированного персонала пищеблоков, имеющих опыт работы в летних оздоровительных учреждениях, подготовке сотрудников по программе санитарно-гигиенического обучения; 
2.4.  вводить в рацион питания детей пищевые продукты, обогащенные витаминами и микронутриентами, обеспечить выполнение натуральных норм питания в соответствии с согласованным с Управлением или территориальными отделами Управления Роспотребнадзора 10-дневным меню; 
 2.5. организовать проведение акарицидных (противоклещевых) обработок территорий, дератизационных мероприятий во всех оздоровительных учреждениях в соответствии с требованиями законодательства; 
 2.6. обеспечить продолжительность оздоровительных смен в ЛОУ не менее 21 дня,  перерыв между сменами не менее 2-х дней для проведения санитарной обработки учреждений;
2.7. обеспечить наличие необходимой медицинской документации на всех детей, приезжающих в летние оздоровительные учреждения области из других регионов, а также своевременное информирование об их прибытии Управление (Территориальные отделы Управления) Роспотребнадзора по Ивановской области;
2.8. организовать питание  детей из других регионов в пути следования, убывающих из лагерей до места назначения, наборами пищевых продуктов («сухими пайками») с согласованием ассортимента с Управлением или Территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по Ивановской области в установленном порядке; 
2.9. разработать и направить в Управление и территориальные отделы Управления Роспотребнадзора по Ивановской области перспективные планы по развитию материально-технической базы по каждому оздоровительному учреждению;
2.10. обеспечить эффективный контроль за выполнением должностных обязанностей сотрудниками детских оздоровительных учреждений и повышение их исполнительской дисциплины. 
2.11 обязать медицинских работников летних оздоровительных учреждений: 
2.11.1 осуществлять действенный контроль за работой пищеблоков, организацией питания, качеством и безопасностью питьевой воды и пищевых продуктов, входящих в наборы питания («сухие пайки») при проведении туристических походов детей, соблюдением температурного режима в помещениях, физическим воспитанием и закаливанием детей, соблюдением физиологических норм нагрузки при проведении спортивных соревнований и трудовой деятельности;
2.11.2. проводить работу по гигиеническому воспитанию детей, популяризации навыков здорового образа жизни, профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения;
2.11.3 незамедлительно направлять в ФБУЗ и филиалы ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» экстренные извещения  установленной формы о всех случаях отравлений, инфекционных заболеваний,  укусов клещами детей и персонала ЛОУ, а также по итогам каждой смены в адрес Управления и Территориальных отделов Управления Роспотребнадзора -  отчеты  по заболеваемости, выполнении натуральных норм питания, эффективности оздоровления детей.
3. Организациям, занимающимся туристской деятельностью, обеспечить: 
3.1. обязательное медицинское сопровождение организованных групп детей, оказание медицинской помощи детям в пути следования и доотправку их до места назначения в случае вынужденной госпитализации;
3.2 информирование за 3-ое суток до отправки организованных детских коллективов Управления (Территориальные отделы Управления) Роспотребнадзора по Ивановской области об их численности, виде транспорта, используемого для перевозки детей, подтверждения обязательного медицинского сопровождения; 
3.3 организацию полноценного горячего питания организованных групп детей в вагонах-ресторанах пассажирских поездов при нахождении в пути свыше 1 суток;
3.4. организацию питания организованных групп детей наборами пищевых продуктов («сухими пайками») при перевозке детей на всех видах транспорта с согласованием их ассортимента с Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области и его территориальными отделами  в установленном порядке;
3.5 перевозки  организованных групп детей автомобильным транспортом к местам отдыха и обратно только в исключительных случаях при невозможности доставки другими видами транспорта, а также при длительности нахождения в пути не более 4-х часов. 
4. Рекомендовать организациям, осуществляющим перевозку детей: внедрить практику продажи билетов для организованных детских контингентов на все виды транспортных средств только при наличии официального подтверждения медицинского сопровождения. 
5. Главному врачу Федерального бюджетного учреждения здравоохранения  «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» (Губернаторова В.В) обеспечить: 
5.1.  проведение в полном объеме лабораторно-инструментального контроля при приёмке ЛОУ, а также в ходе осуществления плановых и внеплановых надзорных мероприятий Управлением и Территориальными отделами Управления Роспотребнадзора;
5.2. профилактические медицинские обследования, гигиеническую подготовку с последующей аттестацией персонала ЛОУ;
5.3. организацию энтомологических обследований территорий ЛОУ на заселенность клещами до и после акарицидной ( противоклещевой) обработки, контроль её эффективности;
5.4. еженедельное (каждый четверг, при необходимости – дополнительно в соответствии с запросами), а в случае неудовлетворительных показателей - незамедлительное представление информации о результатах лабораторных исследований и проводимых профилактических дератизационных, акарицидных (противоклещевых), дезинфекционных мероприятиях в летних оздоровительных учреждениях в  Управление Роспотребнадзора по Ивановской области по тел. 30-30-13, 30-87-91, 32-61-41 и ТО Управления Роспотребнадзора по административным территориям.
6. Начальникам территориальных отделов  Управления Роспотребнадзора по Ивановской области: 
6.1. обеспечить контроль за открытием летних оздоровительных учреждений при наличии санитарно-эпидемиологических заключений или соответствующего документа (в зависимости от типа учреждений) о соответствии требованиям санитарных правил, а также  каждой смены - при наличии письменного разрешения. При установлении факта открытия летних оздоровительных учреждений без разрешительных документов принимать необходимые меры в пределах компетенции органов Роспотребнадзора;
 6.2. при организации и проведении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за работой летних оздоровительных учреждений, особое внимание обратить на организацию питания, состояние источников питьевого водоснабжения и мест купания,  качество и безопасность пищевых продуктов, в т.ч. входящих в наборы питания («сухие пайки») с обеспечением согласования продовольственных наборов, не допуская включения в них скоропортящихся продуктов; 
 6.3.  довести текст настоящего постановления до сведения всех заинтересованных структур, принимающих участие в организации летней оздоровительной кампании;
 6.4.  информацию о ходе подготовки к летней оздоровительной кампании представить в  Управление Роспотребнадзора по Ивановской области в срок до 15.05.2012г. В дальнейшем в период проведения летней кампании обеспечить еженедельное (каждый четверг, при необходимости – дополнительно в соответствии с запросами), ежемесячное (по итогам каждой смены) и квартальное (по окончанию летней кампании в срок до 1 сентября) представление информации по установленной ранее форме отчетов;
 6.5. по окончанию летней оздоровительной кампании направить в адрес  владельцев, арендаторов, руководителей  оздоровительных учреждений планы-задания по укреплению материально-технической базы и развитию рекреационных возможностей лагерей.
7. Начальнику отдела организации и обеспечения деятельности Управления Роспотребнадзора по Ивановской области (Тузов О.В.): разместить текст постановления на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Ивановской области. 
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на  заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Ивановской области Когута В.Е.
                                                                                                       
 
| Главный государственный санитарный врач  |  | А.И.Минашкин | 
   
 
 
 
Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6
Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86
Электропочта: ivtur@tpi.ru