ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ – ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
В условиях активизации экономического взаимодействия общей проблемой являются болезни пищевого происхождения, оказывающие значительное воздействие на здоровье населения. Миллионы людей заболевают и многие умирают в результате употребления в пищу небезопасных продуктов.
Государства-члены ВОЗ приняли в 2000 году резолюцию о признании обеспечения безопасности пищевых продуктов в качестве одной из основных функций общественного здравоохранения.
По данным ВОЗ, ежегодно до 30% населения промышленно развитых стран страдает болезнями пищевого происхождения.
Продукты питания играют исключительно важную роль, с одной стороны, вызывая и, с другой – наоборот, – предупреждая множество болезней. Употребление в пищу недостаточного ассортимента продуктов питания может привести к болезням, вызванным неполноценным питанием, а загрязнение пищи может вызывать инфекционные болезни и отравления.
Несогласованность политики и стратегии в области сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и питания населения могут причинить ущерб здоровью, окружающей среде и экономике. Однако неблагоприятные последствия могут быть снижены, если все указанные отрасли будут действовать в соответствии с поставленными политико-стратегическими задачами.
В курсах политики стран в области продовольствия и питания необходимо решать задачи по ряду направлений:
- обеспеченность продуктами питания и их доступность населению;
- безопасность пищевых продуктов;
- полноценность питания.
Эти задачи невозможно решать без внедрения и применения новых технологий – биотехнологий, нанотехнологий, ГМО и т.п. При этом вопрос безопасности новых технологий и продукции, полученной с их помощью, становится актуальным не только для стран, использующих такие технологии, но и для стран, импортирующих продукцию, полученную с применением этих технологий.
При приоритете понимания безопасности использования новых технологий мы должны понимать, что создание искусственных барьеров при их развитии недопустимо, однако все принимаемые меры по обеспечению безопасности должны иметь четкое научное обоснование.
Так, в Российской Федерации только по разделу нанотехнологии за последнее время создано около 50 нормативно-методических документов. Разработана процедура классификации производственных процессов продукции по степени её опасности для здоровья населения.
Ведется постоянная работа по классифицированию вновь появляющихся процессов производства.
Таким образом, здоровое питание населения рассматривается как стратегическая политическая задача органов государственной власти. Целями государственной политики в области здорового питания являются сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, в том числе обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием.
При этом основными элементами здорового питания являются:
- безопасность продуктов питания (биологическая, химическая, радиационная)
- полноценность, калорийность и сбалансированность питания,
- соблюдения режимов питания
Последствиями нарушений системы здорового питания населения являются:
- массовые инфекционные заболевания,
- массовые неинфекционные заболевания,
- потери в виде дней нетрудоспособности и лет недожития,
- недополучение валового национального продукта,
- дополнительные затраты системы здравоохранения и социального страхования,
- общее снижение качества жизни населения.
В Российской Федерации принят ряд основополагающих законодательных актов, направленных на обеспечение в стране системы здорового питания, в том числе: законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября
Законодательные акты поддержаны рядом нормативных актов Правительства Российской Федерации, такими как Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года и планами по их реализации.
Национальное законодательство совершенствуется в части гармонизации с международными документами в области здорового питания, такими как Глобальная стратегия ВОЗ в области безопасности пищевых продуктов, «Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью», Свод рекомендаций по маркетингу пищевых продуктов и безалкогольных напитков, ориентированных на детей, Европейская стратегия профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями и другими.
Решением Совета глав правительств СНГ от 19 ноября 2010 года утверждена Концепция повышения продовольственной безопасности государств-участников СНГ, которой предусмотрено принятие во всех государствах-участниках СНГ документа по государственной политике в области здорового питания населения, а также обмен информацией на межгосударственном уровне между национальными органами по надзору государств-участников СНГ о продукции, опасной для жизни и здоровья человека.
Однако считаем необходимым объединить усилия государств-участников СНГ и в области здорового питания, и предлагаем разработать и утвердить документ по вопросам здорового питания населения на уровне Совета глав правительств СНГ.
В рамках присоединения к ВТО Российская Федерация взяла на себя обязательство о том, что все санитарные меры будут разрабатываться, как в Российской Федерации так и уполномоченными органами Таможенного союза, в соответствии с Соглашением ВТО и, в частности, Соглашением по санитарным и фитосанитарным мерам. Так, санитарные меры должны будут применяться только в пределах необходимых для защиты жизни и здоровья человека и будут основаны на научных принципах и не должны необоснованно и спорно дискриминировать других членов ВТО.
Государства-члены ВТО настаивают на исполнении Российской Федерацией обязательства по гармонизации всех нормативов, отличающихся от международных стандартов, научное обоснование на основе оценки риска которых не представлено до момента присоединения к ВТО.
`Особое значение в связи с вступление России в ВТО придается сближению позиций России, Таможенного союза с зарубежными требованиями в рамках Кодекса Алиментариуса.
Cоблюдение единых правил международной торговли продовольственными товарами является одним из условий успешной региональной и глобальной экономической интеграции. Ежегодно миллиарды тонн пищевых продуктов производится, транспортируется и выходит на рынок, а ежегодный оборот международной торговли продуктами питания составляет уже около 1,2 триллиона долларов[1], что в 2 раза больше, чем 10 лет назад.
В 2013 году Россия председательствует в «Группе двадцати», где одной из основных является тема содействия развитию многосторонней торговли, как одному из условий устойчивого и сбалансированного экономического роста. По мнению российского председательства, «Группа двадцати» призвана стимулировать мощный спрос на развитие торговли и инвестиций как одного из факторов роста, а обязательным условием для достижения заявленных целей обеспечения роста и занятости является создание эффективной многосторонней торговой системы. В задачи российского председательства в сфере торговли входит борьба с принятием протекционистских мер; укрепление и развитие многосторонней торговой системы;
развитие глобальных цепочек создания стоимости.
Однако, в отличие от других отраслей торговли, в вопросах торговли продуктами питания на первое место наряду с либерализацией и борьбой с протекционизмом выходит безопасность и забота о здоровье населения. Экономические выгоды производства, переработки и торговли продуктами вторичны, так как должны основываться на всесторонней оценке безопасности пищевых продуктов, а также новых технологий их производства, большинство из которых направлены на снижение издержек. В связи с чем в работе по обеспечению качества и безопасности продуктов питания Роспотребнадзор руководствуется следующей позицией - мы будем всячески способствовать международной торговле, но не за счет безопасности наших граждан
В связи с вышесказанным и по поручению Правительства Российской Федерации Роспотребнадзор значительно активизировал участие в работе Комиссии «Кодекс Алиментариус», ответственной за выработку международных стандартов на пищевые продукты с целью защиты здоровья потребителей и обеспечения справедливой практики торговли. В частности в интересах здоровья граждан Российской Федерации Роспотребнадзор обоснованно отстаивает позицию России по сохранению отечественных нормативов содержания допустимых остаточные количества ряда химических примесей в продуктах питания и продовольственном сырье.
В том числе, Роспотребнадзор отстаивает национальные нормативы по содержанию остаточных количеств рактопомина и тетрациклина в мясных продуктах. Подготовлены научные обоснования по оценке риска здоровью населения при поступлении рактопамина и антибиотиков тетрациклинового ряда с пищевой животноводческой продукцией.
Кроме того 8-12 апреля 2013 года в Москве состоялось 7-ое заседание Комитета по загрязняющим веществам в пищевых продуктах Комиссии «Кодекс Алиментариус».
В нем приняли участие более 300 делегатов из 57 стран и 16 неправительственных организаций и агентств системы ООН. При этом из государств-участников СНГ приняли участие только Украина и Молдова.
По итогам заседания Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым даны поручения о развитии сотрудничества с Комиссией «Кодекс Алиментариус», включая проведение в 2015 году в Москве Заседания Координационного комитета Кодекс Алиментариус для стран Европы, обеспечение более широкого применения русского языка и развитие сотрудничества со странами СНГ для выработки и продвижения единой позиции по вопросам международных стандартов и требований к безопасности продуктов питания.
Предлагаем государствам-участникам СНГ активно принимать участие в работе Комиссии «Кодекс Алиментариус» и выступать с консолидированной позицией по вопросам нормирования показателей безопасности в пищевой продукции.
Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 213 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. Учитывая это, возобновилась работа по разработке и внесению изменений в санитарные правила, в том числе в области безопасности пищевых продуктов.
В Российской Федерации создана и функционирует методическая база оценки качества и безопасности пищевых продуктов, основанная на применении современных высокочувствительных методах анализа, обеспечивающая контроль за показателями безопасности и качества пищевой продукции.
За десять лет удельный вес проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим и санитарно-химическим показателям снизился почти на 3 %
Контроль безопасности проб продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны Роспотребнадзора обеспечивает стабильно высокие показатели соответствия качества продукции санитарным требованиям. Так для обеспечения безопасности граждан Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий в 2012 году службы из продажи было изъято более 78000 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов объемом около 1506 тонн.
Роспотребнадзор является контактным пунктом Системы Европейской комиссии быстрого уведомления по качеству продуктов питания и кормов (RASFF) и Международной сети ВОЗ органов по безопасности пищевых продуктов воз (ИНФОСАН). В связи с этим информация по выявлению пищевых продуктов опасных для здоровья человека в других странах поступает непосредственно в Роспотребнадзор по электронным каналам связи.
В целях принятия неотложных мер реагирования необходимо наладить обмен информацией на межгосударственном уровне между национальными органами по надзору государств-участников СНГ о продукции, опасной для жизни и здоровья человека.
В 2006 году по инициативе России тема борьбы с инфекционными болезнями была выдвинута в качестве приоритета «Группы восьми» наряду с энергетической безопасностью и образованием. На саммите в Санкт-Петербурге лидеры «восьмерки» впервые приняли отдельное всеобъемлющее заявление по данному вопросу, которое определило основные компоненты глобальной и региональной (для стран Восточной Европы и Центральной Азии) стратегии противодействия эпидемиям. Это позволило Роспотребнадзору при поддержке Минфина России и МИД России запустить и реализовать ряд инициатив по участию России в международных программах по борьбе с инфекционными болезнями.
Всего в страны СНГ за последние годы на безвозмездной основе поставлено несколько десятков комплектов современного лабораторного оборудования, подготовлено силами научных учреждений Роспотребнадзора более 500 специалистов по вопросам диагностики и профилактики инфекционных болезней.
С целью создания единого эпидемиологического пространства, ориентированного на совершенствование контроля и надзора за инфекционными болезнями и безопасностью продуктов питания между Роспотребнадзором и органами исполнительной власти в сфере здравоохранения стран СНГ заключены рамочные соглашения, направленные на долгосрочное сотрудничество профильных ведомств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан).
События последних месяцев, связанные с распространением гриппа H7N9 и нового коронавируса отчетливо демонстрируют необходимость дальнейшего развития международного сотрудничества для противодействия этим угрозам, которые не только способны принести серьезный вред здоровью населения, но и причинить значительный ущерб национальной и глобальной экономике, а также подорвать продовольственную безопасность в силу нарушения торговли продуктами питания и массового профилактического уничтожения продукции животноводства.
Вместе с тем нас беспокоит позиция ряда партнеров России по «Группе восьми», в первую очередь США, Канады и Великобритании, которые настойчиво пытаются отвлечь службы по обеспечению санэпидблагополучия и профильные международные организации, такие как ВОЗ, от решения актуальных проблем глобального здравоохранения, и втянуть их в работу по предупреждению угрозы разработки и распространения биологического оружия.
Такая работа проводится через созданное в “Группе восьми” в 2002 году Глобальное партнерство по нераспространению оружия и материалов массового уничтожения (Глобальное партнерство). Многие из предлагаемых западными партнерами в рамках Глобального партнерства механизмов имеют потенциал для создания инструментов, позволяющих в обход КБТО (Конвенция о запрете биологического и токсинного оружия) и существующих механизмов ООН создать параллельную систему одностороннего контроля за биологическими угрозами и биотехнологическим потенциалом третьих стран.
Более того, в рамках Глобального партнерства ряд западных стран пытаются подвести общую основу под понятия биологических угроз, связанных с незаконным использованием биологических патогенов, и борьбы с инфекционными болезнями в целом. Другими словами любые инфекционные болезни, в независимости от источника распространения, фактически предлагается рассматривать в контексте биологической безопасности с последующим применением соответствующих мер контроля, в том числе международных, с привлечением силовых ведомств. На основании этого для решения вопросов биологической безопасности США со своими партнерами предлагают использовать международные механизмы, традиционно являющиеся инструментами сотрудничества в сфере здравоохранения, такие как Международные медико-санитарные правила ВОЗ, что на наш взгляд является совершенно неприемлемым.
Результаты социально-гигиенического мониторинга 2012 года показали, что отклонение от норм питания, более чем на 25% отмечено в 24 субъектах Российской Федерации. При этом население испытывает систематический дефицит потребления белка (до 99% населения недополучают этот компонент питания) и избыток жиров (87,3 % населения получают этот компонент питания в избытке).
Самостоятельной является проблема питания групп населения с наиболее низкими доходами – для этих категорий населения требуется внедрение системы целевой адресной продовольственной помощи, в том числе по медицинским показаниям, с целью профилактики имеющихся нарушений питания. Проведенные исследования выявили существенную дифференциацию в показателях пищевого статуса в зависимости от материального достатка.
По данным Росстата потребление, пищевая и энергетическая ценность продуктов питания по 10-процентным (децильным) группам населения в
Проблема бедности вносит существенный вклад в нарушения питания детского населения. В семьях с наиболее низкими доходами (до 30% от величины прожиточного минимума) среди детей раннего возраста почти у 20% выявлена задержка роста, отражающая хроническое недоедание, а у 5% - дефицит массы тела (признак острого недоедания). В целом в каждой
2-3 наиболее бедной семье имеется как минимум один человек с проявлениями белково-калорийной недостаточности, а это, как правило, многодетные или неполные семьи.
Несмотря на достигнутые результаты, существующие проблемы в сфере здорового питания, новые политические условия, изменившиеся и вновь появившиеся межгосударственные и международные требования ставят перед органами власти, бизнесом и гражданским обществом следующие приоритетные задачи в сфере здорового питания населения :
- Совершенствование законодательной, нормативной и методической базы по контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов;
- Гармонизация с международными требованиями - документами ВОЗ, Таможенного Союза, требованиями ВТО - показателей безопасности пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании;
- Активное участие в работе международных организаций (Комиссии «Кодекс Алиментариус») по вопросам нормирования показателей безопасности в пищевой продукции;
- Совершенствование системы организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая обмен информацией на межгосударственном уровне между национальными органами о продукции, опасной для жизни и здоровья человека;
- Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области безопасности пищевых продуктов и здорового питания;
- Обеспечение адресной помощи, направленной на оптимизацию рациона питания различных слоев населения.
Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6
Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86