09.09.2015

Функциональные особенности игрушек

У человека осознание окружающего мира происходит, прежде всего, в действии, следовательно, главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности и становлении ее новых форм.

Отдавая предпочтение какой-либо игрушке, взрослые должны представлять, что ребёнок будет с ней делать.  Исходя из этого, все игрушки  условно делятся на две группы.

В первую можно объединить все то, что способствует социально-эмоциональному развитию (или развитию личностной сферы). Это игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами: животные (мишки, зайчики, собачки) и, конечно же, куклы со всевозможной утварью. Сюда же относятся наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и так далее, с деталями костюмов и вспомогательными атрибутами (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка). К этой же группе можно причислить и транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).

    Во вторую группу входят игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей. Это всевозможные кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, лото и домино.

Для детей от 1 до 3-х лет ведущей деятельностью является

предметная, в которой ребёнок овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер и расположение отдельных деталей.

В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, и тут не обойтись без игрушек первой группы.

Помимо двух уже упомянутых линий развития, существует еще и третья. Это физическое развитие и воспитание ребёнка. Эта сторона детского развития воплощена во множестве специальных игровых пособий,  мячей, обручей, скакалок, кеглей.

Выбирая забаву для своего сына или дочки, нужно с одной стороны ориентироваться на его возраст , а с другой — стремиться к тому, чтобы в их распоряжении были игрушки всех видов, способствующие развитию различных сфер жизнедеятельности малыша.

Возможность (или невозможность) активного действия ребёнка зависит от многих качеств, например — от величины игрушки. Огромные мягкие животные (собаки, бегемоты, слоны), которых малыш не может даже взять в руки, служат скорее украшением помещения,  но не предметом детских действий. Большое значение имеют и технические качества. Если колечки пирамидки со скрипом одеваются на стержень,  а колёса машинки плохо прокручиваются, ребёнок не может осуществлять с этими игрушкам данные  действия, хотя сами по себе они имеют несомненное развивающее значение.

 



© 2006–2009, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области

Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6

Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86

Электропочта: ivtur@tpi.ru