19.10.2015

Кто защитит потребителя жилищно-коммунальных услуг?

В последнее время государство пытается активно решать вопросы защиты потребителей жилищно-коммунальных услуг как путем совершенствования законодательной и нормативной базы, регулирующей сферу жилищно-коммунального хозяйства, так и через контроль и надзор за соблюдением ныне действующих нормативных актов.

 

Когда поможет Жилищная инспекция

Надзор за работой управляющих компаний возложен на государственные жилищные инспекции. Задачи жилищного надзора - предупреждение, выявление и пресечение нарушений в этой сфере.

Жилищные инспекции обязаны контролировать работу управляющих компаний по всем направлениям, начиная от технического состояния многоквартирных домов и кончая соблюдением нормативов.

Граждане могут обращаться в органы государственного жилищного надзора, если причина обращения связана:

- с жалобами на нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (разбита лампочка в подъезде, исписаны стены в подъезде и лифте, не работает лифт, холодные батареи и полотенцесушитель в квартире, плесень на стенах в квартире, низкая температура горячей воды, не моют полы в подъезде, разбито окно в подъезде, повреждены ступени в подъезде и т.д.);

- с установкой приборов учета коммунальных услуг;

- с порядком определения размера и внесения платы за коммунальные услуги (например, неправомерное повышение тарифов, неправильно произведенный расчет по оплате за горячую и холодную воду, водоотведение, отопление, несвоевременный перерасчет за услугу ЖКХ на основании представленных справок об отсутствии гражданина по месту жительства т.п.);

- с порядком и условиями заключения договоров предоставления коммунальных услуг;

- с предоставлением (или непредставлением) организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, необходимой информации потребителям;

- с использованием и содержанием жилым помещениям;

- с техническим состоянием жилого фонда;

- с содержанием и использованием общего имущества в многоквартирном доме, с определением его состава;

- с вопросами управления многоквартирными домами.

В ведении жилищных инспекций вопросы, связанные с перепланировкой помещений, с признанием домов и помещений аварийными (непригодными для проживания), проблемы, возникающие в связи с созданием и деятельностью ТСЖ, и целый ряд других. Более подробно задачи органов государственного жилищного надзора и их полномочия изложены в статье 20 Жилищного кодекса РФ и в Положении о государственном жилищном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 493.

Потребитель вправе пожаловаться в жилищную инспекцию на управляющие организации, ТСЖ, на иные юридические лица, которые оказывают услуги по управлению многоквартирными домами, предоставляют коммунальные услуги, и по этим обращениям жилинспекция обязана предпринять определенные законом действия и защитить права граждан.

Когда поможет Роспотребнадзор

Контроль за тем, чтобы в наших домах соблюдалось санитарное законодательство возложен на Роспотребнадзор (полное название - федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). В Управления Роспотребнадзора следует обращаться если:

- нарушаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (нормы освещенности придомовых территорий, оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий, допустимые уровни шума, проникающего в помещения жилых зданий, предельно допустимые уровни вибрации в помещениях жилых зданий, предельно допустимые уровни инфразвука на территории жилой застройки и в жилых зданиях, допустимые уровни электромагнитных полей для населения, допустимая напряженность магнитного поля);

- в жилые помещения подается некачественная вода (мутная, имеющая специфический запах и т.п.);

- возникают вопросы по использованию придовомой территории (проблемы с вывозом бытовых отходов, грызуны, размещение предприятий торговли и общественного питания, производственных объектов, автостоянок, станций технического обслуживания и мойки автомобилей, использование внутридворовых проездов для проезда транзитного транспорта и т.п.);

И, конечно, Роспотребнадзор поможет разрешить любые вопросы, связанные с нарушением положений закона «О защите прав потребителей».

Что могут органы местного самоуправления

Помочь потребителю жилищно-коммунальных услуг обязаны и органы местного самоуправления, на которые возложена обязанность проведения муниципального жилищного контроля. В ходе контрольных мероприятий они обязаны определять насколько проверяемые лица (управляющими компаниями, ТСЖ и жилищными кооперативами) соблюдают обязательные требования:

1) к использованию и сохранности жилищного фонда и придомовых территорий;

2) надлежащему техническому содержанию жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременному выполнению работ по его содержанию и ремонту;

3) надлежащему санитарному содержанию жилищного фонда;

4) к созданию и деятельности ТСЖ, жилищных кооперативов, к законности выбора управляющих компаний и т.п.

Органы местного самоуправления не вправе отказать потребителю, если его интересует информация:

– о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг;

– о муниципальных программах в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг;

– о нормативных правовых актах органов местного самоуправления, регулирующих отношения в данных сферах;

– о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктур и о лицах, осуществляющих эксплуатацию указанных объектов;

– о производственных и инвестиционных программах организаций, поставляющих ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, и о соблюдении такими организациями установленных параметров качества услуг;

– о состоянии расчетов потребителей с исполнителями коммунальных услуг;

– о состоянии расчетов организаций, осуществляющих предоставление коммунальных услуг с организациями, осуществляющими их производство и реализацию коммунальных услуг.

 

 



© 2006–2009, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области

Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6

Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86

Электропочта: ivtur@tpi.ru