26.01.2016

Что надо знать при выборе сотового (мобильного ) телефона

 

К выбору сотового телефона, смартфона, коммуникатора стоит подойти  внимательно – тщательно ознакомиться с маркировкой товара, нанесенной на упаковку товара, прочитать эксплуатационные документы, изучить технические характеристики товара, протестировать устройство в магазине в действующем состоянии до его приобретения.

Внимание: если после покупки сотового телефона окажется, что он не подходит Вам по каким-то параметрам (форме, габаритам, модели, цвету, комплектации, техническим характеристикам и т.д.), и при этом в аппарате отсутствуют недостатки, у Вас не будет законного основания для его обмена на аналогичный товар и для возврата уплаченной за товар денежной суммы. Обязательно потребуйте у продавца проведения в Вашем присутствии проверки свойств и демонстрации действия сотового телефона.

Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (в том числе телефонные аппараты) входят в  Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.

В соответствии с пп. 17, 49 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, при продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами. Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле. По требованию покупателя он должен быть ознакомлен с устройством и действием товаров, которые должны демонстрироваться в собранном, технически исправном состоянии. Товары, не требующие специального оборудования для подключения, демонстрируются в действующем состоянии.

 

Кроме того, к сотовым телефонам, как технически сложным товарам, применяется особый порядок реализации прав потребителей при обнаружении недостатков в товаре.

Так, пунктом 1 статьи 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) потребителю предоставлены на выбор следующие права в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

 

Между тем, в той же статье Закона указано, что в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

Таким образом, если недостаток приобретенного технически сложного товара (в том числе сотового телефона) Вы обнаружили в течение пятнадцати дней со дня его передачи Вам, Ваше требование о его замене на товар надлежащего качества или о возврате денежной суммы, уплаченной за этот товар, будет законным, по истечении пятнадцатидневного срока – уже нет.

Поэтому  сразу после покупки сотового телефона наиболее интенсивно используйте  аппарат, проверяйте  работу всех его функций – это позволит Вам своевременно установить наличие возможно имеющихся в аппарате  недостатков для предъявления законного требования о возврате или замене товара ненадлежащего качества до истечения пятнадцатидневного срока со дня передачи Вам товара.

Однако,  даже по истечении пятнадцати дней со дня передачи потребителю технически сложного товара,  требования о замене некачественного сотового телефона или о возврате уплаченных за него денежных средств все-таки подлежат удовлетворению, но только в одном из следующих случаев (п. 1 ст. 18 Закона):

 

1. Обнаружение существенного недостатка товара

Согласно преамбуле Закона, существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

2. Нарушение установленных Законом

сроков устранения недостатков товара

В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона, срок устранения недостатков товара (срок гарантийного ремонта) не может превышать сорок пять дней. Следовательно, если на 46-й день после предъявления Вами продавцу требования о безвозмездном устранении недостатков сотового телефона аппарат еще не отремонтирован, Вы имеете полное право на замену товара или возврат уплаченной за товар суммы (если, конечно, недостаток в товаре присутствовал, то есть у продавца было основание для его устранения).

 

3. Невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков

Если в Вашем сотовом телефоне в течение одного года гарантийного срока уже не раз происходили поломки не по Вашей вине и общая продолжительность всех гарантийных ремонтов составляет более 30 дней, Вы можете вернуть или заменить товар.

 

 

 

 


 

 



© 2006–2009, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области

Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6

Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86

Электропочта: ivtur@tpi.ru