Отношения между потребителями и перевозчиками (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями), оказывающими транспортные услуги, регулируются Гражданским кодексом, прежде всего, главой 40 и статьей 784, Законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», главой 8 Устава железнодорожного транспорта РФ; главой 18 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ; ст.ст. 124-127 Воздушного кодекса РФ; главой 7 Устава автомобильного транспорта РФ.
Договор перевозки, в соответствии с которым оказывается какая-либо транспортная услуга, является разновидностью договора на оказание услуг, и, следовательно, к нему применяются положения глав 1 и 3 Закона о «Защите прав потребителей». Поэтому, в соответствии со ст. 4 Закона перевозчик обязан, прежде всего, оказать услугу качественную, чтобы не нарушать права потребителя транспортных услуг.
Качество транспортной услуги должно соответствовать договору, а если в договоре перевозки нет пункта "о качестве", то перевозчик обязан оказать услугу, соответствующую требованиям, обычно предъявляемым к услугам такого рода.
Обычно условием «качества перевозки», при подписании договора перевозки, является указанный класс обслуживания, в соответствии с которым пассажиру предоставляется посадочное место, питание, дополнительные услуги. Например, в авиаперевозках предлагается три класса обслуживания: первый, бизнес и эконом-класс. В железнодорожных перевозках пассажирам предоставляется возможность проезда в купе, плацкарте или общем вагоне. Исходя из изложенного, перевозчиком будут нарушены условия договора перевозки "о качестве" в случае, если он, к примеру, предоставит пассажиру места более низкого класса или не предоставит услугу, предусмотренную классом обслуживания по договору. Под оказанием услуги, соответствующей обычно предъявляемым требованиям, понимается средний уровень требований к услугам по перевозке пассажиров на том или ином виде транспорта (для региона, области, города).
Пассажир, которому оказана некачественная услуга, вправе предъявить перевозчику требования, установленные ст. 29 Закона «О защите прав потребителей». Требования предъявляются перевозчику в форме письменной претензии. Особенности и сроки предъявления претензий к перевозчикам устанавливаются также транспортными уставами и кодексами (глава 8 Устава железнодорожного транспорта РФ; глава 18 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ; ст.ст. 124-127 Воздушного кодекса РФ; глава 7 Устава автомобильного транспорта РФ).
Помимо права на приобретение качественной услуги, у потребителя также есть право:
- на безопасность оказываемой услуги (ст. 7 Закона о ЗПП); статьей 14 Закона устанавливается имущественная ответственность исполнителей (продавцов) за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителей.
- на информацию (ст.ст. 8-10 Закона о ЗПП); в дополнение к общей информации, транспортные уставы и кодексы обязывают перевозчиков предоставлять пассажирам информацию о расписании движения транспорта, стоимости билетов, стоимости провоза багажа и иные сведения (в т.ч. о действующих льготах для отдельных категорий граждан). За не предоставление надлежащей информации потребителю (пассажиру, в данном случае) перевозчик несет ответственность в соответствии со ст. 12 Закона о ЗПП.
К примеру, недостоверная информация о расписании движения транспорта, может стать причиной опоздания пассажира и, следовательно, причиной понесенных пассажиром убытков. Пассажир вправе потребовать у перевозчика возмещения своих убытков.
Перевозчик несет ответственность и за нарушение сроков услуги перевозки (ст.ст. 27-28 Закона о ЗПП и отдельные нормы транспортных Уставов и Кодексов). Также перевозчик несет ответственность за утрату груза или багажа (ст. 796 ГК РФ, ст. 107 Устава железнодорожного транспорта, ст. 119 Кодекса внутреннего водного транспорта .ст. 119 Воздушного кодекса РФ; п.7 ст. 34 Устава автомобильного транспорта ).
По спорам, связанным с договорами перевозки грузов обязательным является соблюдение претензионного порядка обращения, т.е. до подачи иска в суд в обязательном порядке следует предъявить перевозчику письменную претензию (ст. 797 ГК РФ).
Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6
Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86
Электропочта: ivtur@tpi.ru