Предоставление финансовых услуг населению
В условиях глобального финансово- экономического кризиса особую важность приобретают меры предупредительного характера, направленные на защиту прав потребителей в наиболее подверженных риску современных тенденций, охвативших мировую экономику, сферах общественных отношений, в связи, с чем становится актуальным проведение антикризисного консультирования по вопросам защиты прав потребителей в сфере потребительского кредитования.
На основании изложенного, учитывая важную роль профилактических мероприятий, Управление Роспотребнадзора по Ивановской области обращает внимание потребителей финансовых услуг на ключевые моменты, по которым возникают споры с Банками и кредитными организациями при предоставлении потребительских кредитов.
В большинстве случаев в ходе рассмотрения обращений выясняются обстоятельства, при которых потребители невнимательно изучают условия, на которых Банк предоставляет кредит, порядок внесения платежей по кредиту, санкции за несоблюдение условий кредитования. Подписав Договор, (не вникая в содержание всех пунктов) и получив необходимую сумму денежных средств, потребитель считает, что достаточно выплатить эту сумму и указанный в Договоре процент и все будет в порядке. Однако, как показывает практика это далеко не так. Договора по кредитованию содержат все возможные варианты ответственности получателя кредита и при обращении в суд, как правило, вина Банка бывает не доказана.
Поэтому, прежде чем подписать Договор необходимо потребовать от кредитующей организации следующую информацию:
- о размере кредита;
- о полной сумме, подлежащей выплате потребителем;
- о графике погашения этой суммы;
- о комиссиях, взимаемых по исполнению Договора.
Указанную информацию Банки и кредитные организации размещают в специальных Условиях предоставления кредита или в Тарифных планах, которые могут быть отпечатаны типографским способом. Кроме того, эта информация должна содержаться в Договоре кредитования.
Обращаем внимание потребителей на порядок платежей по кредиту. В соответствии с графиком погашения суммы кредита, платежи должны вноситься в объеме и в сроки указанные в графике. В случае если платеж произведен позднее срока или в сумме недостаточной для погашения, указанной в графике, начисляются штрафные санкции, при чем они нарастают до тех пор, пока не будет погашен долг по санкциям, а за тем по очередному платежу. В результате потребитель недоумевает, почему Банк предъявляет ему суммы, не значащиеся в Договоре и считает что его права нарушены, хотя сам подписал Договор, в котором это обстоятельство четко прописано, но им своевременно не прочитано и не усвоено.
Поступают обращения потребителей по вопросу нарушения их прав в связи с досрочным погашением кредита. Необходимо посмотреть, что по этому поводу записано в Вашем Договоре, на каких условиях возможно досрочное погашение. Так, например, в одной из жалоб, поступившей в Управление Роспотребнадзор по Ивановской области на банк говорилось о том, что сумма кредита предоставленного банком была погашена досрочно и в кассе, куда потребитель внес последний платеж, его заверили, что больше он ничего не должен. Через несколько месяцев банком был предъявлен потребителю долг по кредиту с требованием его погашения.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что в Договоре, заключенном между потребителем и Банком предусмотрен пункт о досрочном погашении кредита. При этом потребитель должен за 10 дней до наступления очередного платежа по графику подать заявление о досрочном погашении кредита, после этого погасить всю сумму кредита и все имеющиеся задолженности. От Банка потребитель должен был получить подтверждение о том, что досрочное погашение кредита принято и никакой задолженности перед Банком он не имеет.
Потребитель, не вникая в суть написанного в Договоре, просто разделил сумму кредита пополам и внес платежи в два приема, как он посчитал нужным (без оплаты процента по кредиту, без какого-либо заявления о досрочном погашении), в то время как Банк распределил полученную сумму по платежам графика и получилось, что последний платеж не погасил указанную в графике сумму и по нему началось начисление штрафных санкций. После получения требования Банка о погашении задолженности потребитель решил, что его просто обманывают, и не стал платить, в итоге сумма, полученная по кредиту, за счет начисления штрафных санкций возросла.
Таким образом, при оформлении кредитного договора нужно понимать, что за каждым пунктом заключенного договора «стоят» Ваши деньги и по Закону банк или кредитная организация имеет право с Вас их получить.
Предоставление жилищно-коммунальных услуг населению
В рамках проведения Всемирного дня защиты прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Ивановской области проводит тематическое консультирование граждан по актуальным вопросам, возникающим при предоставлении жилищно-коммунальных услуг гражданам.
Сектор услуг ЖКХ является одним из наиболее проблемных секторов на потребительском рынке в силу того, что с 1 марта 2005г. вступил в силу новый Жилищный кодекс Российской Федерации, обусловивший целый ряд изменений, связанных с нормативно- правовым регулированием отношений в жилищной сфере и практически лишь с 2007г. начали реализовываться положения новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, которые ввели сложный механизм расчета и перерасчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Анализируя состояние дел на рынке предоставления услуг ЖКХ следует отметить, что продолжают поступать жалобы по вопросам:
- нарушения прав потребителей на своевременность, полноту и достоверность информации об услугах и об их исполнителях;
- нарушения требований к качеству жилищно-коммунальных услуг и односторонний отказ от исполнения услуг по тепло-водо и электроснабжению жилых помещений (квартир) граждан;
- несоблюдения установленного порядка начисления и оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с этим Управление Роспотребнадзора по Ивановской области обращает внимание потребителей жилищно-коммунальных услуг на следующие моменты. Это своевременное оформление письменных договоров с обслуживающими организациями и предприятиями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, в которых содержится информация о предоставляемых услугах, объеме, условиях их предоставления, права и ответственность сторон, заключивших договор.
При выявлении нарушения прав потребителей основным поводом для разбирательства является заявление потребителя, которое необходимо заполнить в 2-х экземплярах и направить (под расписку о получении на экземпляре, остающемся у потребителя) в предприятие, допустившее нарушение. Но это ни в коем случае не отменяет заявки, сделанные по телефону или в устной форме на устранение мелких или легкоустранимых нарушений.
В соответствии с требованиями п.49 и) вышеуказанных Правил в течение 2-х рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) потребителю должно быть направлено извещение о ее приеме и удовлетворении или об отказе в ее удовлетворении с указанием причины отказа.
Очень часто потребители направляют жалобы в Управление Роспотребнадзора, не обращаясь к исполнителю жилищно-коммунальных услуг, тем самым, уходя от решения своих проблем с непосредственным исполнителем услуг ЖКХ. Надо понимать, что в настоящее время становления правового государства необходимо ознакомление с действующим законодательством и нормативной базой в сфере ЖКХ, чтобы уметь защитить свои права.
В соответствии с п. 49 п) Правил информация о тарифах и надбавках к тарифам, размещаемая в помещениях предприятий, предоставляющих услуги ЖКХ и в подъездах жилых домов должна содержать реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы, надбавки к тарифам и т.д. (, а именно какой орган государственной власти или местного самоуправления и каким документом утвердил данный норматив).
Нередко потребители направляют в Управление Роспотребнадзора жалобы на размер тарифов или установленных льгот, не зная, что контроль за соблюдением требований нормативных и правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления не входит в компетенцию Управления Роспотребнадзора по Ивановской области.
В обращениях потребителей часто содержатся нарекания в адрес предприятий, оказывающих услуги ЖКХ, по перерасчетам за коммунальные услуги.
Если установлен факт предоставления жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышаемыми допустимую продолжительность, то потребителю необходимо вызвать представителя предприятия, оказывающего услуги ЖКХ для составления акта по факту допущенного нарушения. Потребитель вправе потребовать перерасчет за коммунальные услуги ненадлежащего качества или предоставленные с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, подав заявление на перерасчет с приложением акта в предприятие, оказавшее услугу.
Предоставление Интернет услуг населению
Одной из наиболее проблемных потребительских услуг является услуга по предоставлению Интернет связи.
За 2008г. в Управление Роспотребнадзора по Ивановской области поступило около 50 заявлений от потребителей Интернет-услуги. В обращениях граждан отражен широкий спектр вопросов в части нарушения сроков подключения к услуге, нарушения сроков устранения неисправностей в работе Интернета и др.
В ходе мероприятий по контролю, поступившие в Управление Роспотребнадзора по Ивановской области жалобы были разрешены в пользу потребителей путем незамедлительного возобновления и подключения услуги, произведения перерасчета абонентской платы, выплаты неустойки за дни просрочки в соответствии с требованиями Закона РФ «О защите прав потребителей».
При оказании некачественной услуги потребитель в первую очередь должен обратиться с письменной претензией в адрес организации, предоставляющей Интернет-услуги на основании заключенного договора, а в случае неудовлетворительного разрешения претензии потребитель вправе обратиться с жалобой в Управление Россвязьохранкультура по Ивановской области, Управление Роспотребнадзора по Ивановской области.
В Управление Роспотребнадзора по Ивановской области потребитель вправе обратиться за зашитой своих прав с письменным обращением, отправленным почтой или через форму обратной связи, а также прийти на личный прием для получения консультации. Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области при проведении мероприятий по контролю по заявлениям граждан проводится разъяснительная работа с операторами связи, направленная на предупреждение правонарушений в сфере предоставления услуг Интернета, принимаются меры административного реагирования.
Предоставление туристских услуг населению
Туристская индустрия в РФ является активно развивающейся отраслью экономики, в связи, с чем защита прав потребителей в данной области всегда была для Роспотребнадзора актуальной в силу ее социальной значимости.
Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением туристских услуг, осуществляется Гражданским кодексом РФ, Федеральными Законами: «О защите прав потребителей», «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта.
При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в данном сегменте потребительского рынка хотелось бы отметить положительную динамику. Уменьшилось количество нарушений в части не предоставления информации для потребителя о туроператоре, его реестровом номере, финансовом обеспечении, банковской гарантии. Однако, имеют место нарушения прав потребителей на получение необходимой информации о реализуемой услуге (так, например, в договоре о предоставлении туристских услуг не указан срок рассмотрения претензии).
При проведении мероприятий по контролю проводятся превентивные меры, необходимые для работы предприятий. Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области проведен семинар с руководителями туристских агентств с тематикой: «Обеспечение защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания».
Предоставление платных медицинских услуг населению
В 2009г. как и в прошлом году, основной темой Всемирного дня защиты прав потребителей является реализация профилактических мер, направленных на поддержание здоровья нации.
Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области в 2009 году продолжается работа по реализации комплекса превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в т.ч. за счет просвещения потребителей по вопросам применения потребительского законодательства.
Специалистами Управления Роспотребнадзора по Ивановской области проводятся мероприятия по контролю в объектах, оказывающих медицинские услуги на платной основе.
Следует отметить, что за период 2007-2008г.г. процент выявленных нарушений постоянно снижается. Медицинские учреждения обеспечивают граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов. Исполнители более ответственно подходят к оформлению договоров на предоставление платных медицинских услуг.
Однако в ходе проведенных мероприятий по контролю установлены факты нарушения Закона РФ «О защите прав потребителей» в части отсутствия сертификатов соответствия на применяемые медицинские препараты, изделия и оборудование. Имели место случаи безответственного оформления договоров медицинскими учреждениями на предоставление стоматологических услуг с нарушениями требований Постановления Правительства РФ от 13.01.96г. № 27 «Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями».
Поэтому при заключении договора на оказание платных медицинских услуг потребителю необходимо обратить внимание на правильное его оформление. Договором регламентируются условия и сроки получения услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.
Расчеты с населением за предоставление платных медицинских услуг осуществляется медицинским учреждением с применением контрольно-кассовой техники или с использованием бланка строгой отчетности, утвержденного в установленном порядке.
Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю кассовый чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.
При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:
– назначить новый срок исполнения услуг;
– потребовать уменьшения стоимости услуги;
– потребовать исполнение услуги другим специалистом;
– расторгнуть договор и потребовать возмещение убытков.
В соответствии с Законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявленных к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации претензии и споры, возникшие между потребителем и медицинским учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке.
Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6
Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86