Главная страница  /  Новости  / 
23.08.2019

Роспотребнадзор дает рекомендации родителям при подготовке к школьному сезону

 Как выбрать ранец, школьную форму, рекомендации по режиму дня, что нужно знать родителям первоклассника, на что обратить внимание при заключении договора с частным детским садом; требования к организации рабочего места ученика в классе.

Как правильно выбрать рюкзак первокласснику.

Чтобы правильно выбрать рюкзак для первоклассника, необходимо учитывать несколько основных моментов: размер, вес, анатомическая форма, конструкция, посадка, прочность, практичность, качество используемых материалов и их безопасность

При покупке рюкзака нужно выбрать вариант, с которым ребенку будет максимально комфортно. Определить это можно, примерив и внимательно рассмотрев несколько разных моделей.

Дети при выборе рюкзака, прежде всего, ориентируются на его внешний вид. Первоклашки предпочитают яркие модели, с изображением любимых героев мультфильмов и оригинальным. Родители же больше обращают внимание на безопасность аксессуаров, и покупают изделия, стопроцентно отвечающие их требованиям.

 Ортопедическая спинка в рюкзаке.

Покупая рюкзак для первоклассника, необходимо выбирать аксессуар с ортопедической (анатомической) спинкой. Анатомическая спинка представляет собой жесткий каркас, который обтянут пористым мягким материалом и имеет вид рельефных изгибов.

Использование моделей с анатомической спинкой обеспечивает формирование правильной осанки ребенка, минимизирует давление на позвоночник и способствует правильному и равномерному распределению веса (чтобы не возникало сколиоза). Эти преимущества важны для данной вещи. Потому, если финансовые возможности позволяют, – лучше приобрести ортопедический рюкзак.

Легкость школьного рюкзака.

Купив рюкзак, даже дорогостоящий и с анатомической спинкой, врачи-ортопеды настоятельно рекомендуют тщательно следить, чтобы вес содержимого не превышал 10% от массы тела ребенка. В ином случае, это может негативно сказаться на здоровье ребенка - привести к искривлению позвоночника, болям в плечах и пояснице, нарушению осанки. Детям иногда и в первом классе приходится носить с собой на учебу много учебников, тетрадей, различной канцелярии, что в общей сложности иногда достигает порядка 2 - 3 кг. Такой полный, набитый вещами рюкзак будет тяжелым. Поэтому сам рюкзак должен быть максимально легким. Согласно рекомендациям специалистов, в норме вес пустого ранца должен быть в пределах 800 грамм – 1,5 кг.

  Прочность материалов рюкзака.

При выборе стоит обратить внимание и на материал, используемый для производства изделия. Ткань должна быть максимально прочной. Ребенок будет использовать рюкзак минимум 1 - 2 года, поэтому он должен максимально долго оставаться целым и сохранять свой первоначальный вид.

Эксперты советуют не покупать ранцы из кожзаменителя или пленки.

Рюкзак должен быть изготовлен из водонепроницаемого материала. Маленький школьник может попасть под дождь, случайно пролить сок или уронить его в лужу, но содержимое (учебники и тетради) всегда должно быть в отменном состоянии. Поэтому поверхность рюкзака не должна пропускать влагу, но внутри (между отделениями) необходима полноценная циркуляция воздуха.­

Стоит обратить внимание на ремешки, пряжки и фурнитуру. Лямки должны быть широкими и мягкими, чтобы они не давили на плечи, а равномерно распределяли нагрузку по всей спине. Фурнитура, при помощи которой крепятся ремешки и происходит их регулировка, должна быть металлической или из пластика высокого качества. Со временем придется регулировать длину ремешков в соответствии с ростом ребенка или в зависимости от одежды. Потому фиксирующие элементы должны быть крепкими и надежно закреплять ремешки.

Комфорт в пользовании рюкзаком.

Использование ранца не должно создавать никакого дискомфорта первоклашке. Он должен быть максимально удобным (эргономичным), легким и простым в использовании. У ребенка должна быть возможность самостоятельно, без помощи взрослого, надевать и снимать рюкзак.

Ранец должен подходить ребенку по размерам, соответствовать росту. Слишком объемные или широкие модели будут неудобными и радости от использования ребенок не получит. Застежки и крепления должны быть максимально удобными, чтобы ребенок без особых усилий и помощи мог расстегнуть и застегнуть молнии и замки. При наличии твердого дна, рюкзак не будет провисать и давить ребенку на поясницу. Также за счет плотного дна книги и тетради всегда будут лежать ровно.

Безопасность школьного рюкзака.

Подбирая рюкзак, не забывайте, что помимо вышеизложенных требований, он также должен быть максимально безопасным. Наличие на ранце светоотражающих знаков или нашивок поможет ребенку быть заметным на дороге или тротуаре в вечернее время.­

Комплектация рюкзака для первоклассника.

Рюкзаки для первоклассников могут продаваться как с комплектующими, так и без. Как правило, в комплектацию ранца для первоклассников входит дополнительно пенал, канцелярские принадлежности, необходимые для первого времени, термос (который свободно помещается как во внутренний, так и во внешний боковой кармашек). Комплектацию и наполнение родители могут подобрать самостоятельно, на свой вкус и исходя из материального положения.

Как выбрать школьную форму.

При покупке школьной формы для ребёнка важно помнить, что в этой одежде он будет проводить 5–6, а то и больше часов. Поэтому в первую очередь школьная форма должна обеспечить сохранение детского здоровья.

В идеале одежда должна формировать комфортный для ребёнка микроклимат так называемого пододёжного пространства — это температура тела, влажность, паро- и воздухопроницаемость.  При этом неправильно подобранный костюм или его низкое качество могут вызывать различные заболевания, в том числе заболевания кожи, такие, как контактный и атопический дерматиты, а также простудные заболевания, например грипп, острые респираторные заболевания и заболевания органов дыхания.

Поэтому одежда, в которой ребёнок находится в образовательном учреждении длительное время, должна быть сшита из натуральных материалов, соответствующих требованиям биологической и химической безопасности, предъявляемым к швейным изделиями, текстильным материалам.

При покупке школьной формы необходимо обращать внимание на следующие важные моменты:

- внимательно изучите маркировку одежды — ярлычок с данными производителя и составом ткани.

- обратите внимание на символы, обозначающие, каким должен быть уход за изделием. Например, если на ярлычке указана химчистка — лучше отказаться от такой одежды для ребёнка, потому что химические вещества, используемые при чистке изделия, могут быть вредны для здоровья школьника.

- ткань, из которой сшита форма, должна хотя бы наполовину состоять из натуральных материалов. Лучше всего подходят для школьной формы хлопок и лён для осеннего и весеннего времени, шерсть и кашемир — для зимы. Максимальный процент синтетических волокон в школьной форме — не более 55 %.

Форма с содержанием синтетических волокон более 55 % может быть дешевле, но на этом все её достоинства заканчиваются. Синтетические волокна не дают коже дышать, в результате нарушается тепловой обмен и ребёнок начинает потеть, что может привести к переохлаждению и возникновению простудных заболеваний.

Кроме этого, синтетические волокна могут привести к возникновению аллергии, ведь синтетика притягивает к себе пыль, грязь и различные микроорганизмы, которые оказывают влияние на слизистые ребёнка и могут стать причиной возникновения сыпи. Также синтетика способствует накоплению статического электричества, которое оказывает влияние на нервную систему ребёнка, вызывая раздражение и быструю утомляемость.

Поэтому для повседневного ношения синтетическая форма не подходит. Однако, полностью отказываться от синтетики в составе ткани тоже не стоит, потому что синтетические волокна «держат» форму одежды, увеличивают срок службы и упрощают уход за ней.

- от изделия не должен исходить резкий запах. Наличие неприятного запаха может свидетельствовать о содержании в текстильных материалах вредных или даже опасных химических веществ, используемых при окраске ткани.

- гарантией безопасности школьной формы для здоровья ребёнка является наличие декларации о соответствии на данное изделие или сертификата соответствия. Данные документы продавец обязан предъявить покупателю по первому требованию.

Ребёнку в школьной форме должно быть удобно!

При покупке школьной формы правильно подбирайте размер, убедитесь, что вашему ребёнку в ней удобно как в сидячем положении, так и при ходьбе. Одежда не должна излишне стеснять движения ребёнка, не должна быть слишком узкой, потому что тесная юбка или брюки приведут к болям в животе, а тесные рубашки и сарафаны могут нарушить дыхание.

Кроме этого, ориентируйтесь на фигуру и вкус самого ребёнка, ведь форма должна не только быть качественной, но и нравиться самому школьнику.

Выбирая цветовую гамму, ориентируйтесь на общие правила школы, где будет учиться ребёнок. В любом случае, школьная форма должна быть сдержанной, не стоит выбирать слишком яркие цвета. Отдайте предпочтение пастельным, серым, бежевым, коричневым, тёмно-синим тонам.

Подберите для ребёнка сразу несколько предметов школьной одежды, чтобы их было удобно менять в течение недели. Для мальчиков это запасные брюки к форме и две – три однотонные рубашки, для девочек — запасная юбка или платье,  две – три однотонные блузки.

И, кстати, не стоит покупать форму на вырост. Этот вариант более удобен и экономичен, но на ребёнке такая одежда будет выглядеть сначала несоразмерно большой, а позднее — поношенной.

 

 Рекомендации  родителям по режиму дня школьников.

Правильно организованный сон, еда и физическая активность - ключевые условия  сохранения здоровья и работоспособности у наших детей.

Ученики начальной школы (до 4 класса) должны спать не меньше 10-10,5 часов, а первоклассникам рекомендовано еще два часа дневного отдыха. Такие же нормы сохраняются и для учащихся 5-7 классов. В 8-9 классе норма сна может быть немного уменьшена - до 9 -9,5 часов, и только старшеклассники и выпускники могут спать уже по "взрослым" нормам - по 8-9 часов.

У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии". Если ребенок не досыпает 2-2,5 часа, уровень его работоспособности на уроках может снизиться на треть.

При регулярном "недосыпе" уменьшается продолжительность важнейшей фазы сна (так называемый "быстрый сон"), от которой зависит способность к обучению. Поэтому, например, перед экзаменами и другими событиями, требующими напряженной умственной деятельности, обычную продолжительность сна рекомендуется увеличить хотя бы на 1 час.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти несколько простых правил: ложиться спать в одно и то же время; после 19 часов прекратить шумные игры и прочие возбуждающие нервную систему мероприятия; сформировать собственный "ритуал" подготовки ко сну: вечерний душ, прогулка, чтение. Спать лучше в полной темноте и хорошо проветриваемом помещении.

 

 Организация рабочего места ученика в классе

        Современная образовательная среда оказывает негативное влияние на формирование костно-мышечной системы растущего организма детей. При этом среди традиционных факторов, связанных с гиподинамией и длительными статическими нагрузками, не последняя роль принадлежит не соответствию школьной мебели росту учащихся.

       Доказано, что состояние осанки и позвоночника учащихся в первую очередь зависит от организации учебного места. Оптимальные условия обеспечения правильной рабочей позы достигаются при соблюдении требований индивидуального подбора, расстановки мебели и контроля рабочей позы. Каждый ученик должен быть обеспечен удобным учебным местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха.

        Для успешного освоения образовательной программы и сохранения здоровья, необходимо создать комфортные условия школьного рабочего места для каждого учащегося.

        При оборудовании классных помещений мебелью необходимо учитывать ряд существенных требований:

- для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула,

- парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше; для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду,

- детей с нарушением слуха и зрения рекомендуется рассаживать за парты независимо от их номера на первые ряды, причем для обучающихся с пониженной остротой зрения парты (столы) должны размещаться в первом ряду от окон.

- детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены,

- расстояние между рядами двухместных столов должно быть не менее 60 см, между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70 см, от последних столов до стены противоположной классной доске - не менее 70 см, от первой парты до учебной доски – не менее 240 см, от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100 см, наибольшая удаленность последнего места учащегося до учебной доски – 860 см;

         Контроль за соответствием размеров учебной мебели ее номеру и маркировке осуществляется при измерении высоты верхнего края крышки стола, обращенного к ученику, и высоты сидения стула.

        В целях профилактики нарушений осанки рекомендуется не менее двух раз в год менять местами школьников, сидящих в первом и последнем ряду. Для правильного рассаживания учеников используются листы здоровья в классном журнале, который заполняет медицинский работник школы, где отмечают необходимый номер мебели, а также записывают рекомендации по рассаживанию в зависимости от состояния здоровья учащегося.

          Правильная рабочая поза ученика характеризуется следующими признаками:

- голову держат прямо или слегка наклоняют вперед,

- корпус имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край стола),

- руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности,

- ноги согнуты под прямым углом с опорой на пол или подножку парты.

         Необходимо помнить, что от правильно организованного школьного рабочего места, зависят благоприятные условия обучения на протяжении всего учебного года, а также сохраняется здоровье учащихся.

 

 Памятка потребителю: договор с частным детским садом - на что обратить внимание

        Договор между потребителями и детским садом, это не что иное, как обычный договор на возмездное оказание услуг. Он заключается в соответствии с положений закона «О защите прав потребителей» и специально утвержденных Правительством РФ Правил оказания платных образовательных услуг, и др. Нормативно-правовыми актами.

       При заключении договора следует обратить внимание на:

-Информацию о наличии  лицензия на образовательную деятельность. В случае отсутствия лицензии,  у организации в штате не имеет права находиться ни один специалист с должностью педагога, вести занятия могут лишь лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели по договору подряда;

-на существенные условия договора, к которым  относятся пункты о   безопасности и здоровье ребенка. Именно они и должны быть отражены в договоре как позиции, которые организация обязана обеспечить своему воспитаннику;

- на условие о времени пребывания в детском садике, а так же учреждение,  ответственность стороны за укрепление психологического и физического состояния воспитанника, его личностный рост, интеллектуальное и физическое развитие;

-обязательное условие в договоре  о  порядке оказания медицинского обслуживания воспитанникам (либо дополнительное соглашение  на медицинское обслуживание).

        Информация:  распорядок дня, программа обучения, возможности дополнительного образования, меню и так далее содержится во внутреннем уставе дошкольного образовательного учреждения и локальных нормативных актах. Устав и иная документация, содержащая нормы, регулирующие образовательные отношения дошкольной образовательной организации, должны быть в обязательном порядке предоставлены родителям для ознакомления, так как в случае возникновения между сторонами спорной ситуации информация о том, что необходимые документы не были предоставлены заказчику, то есть родителю, может послужить поводом к административной ответственности учреждения за нарушение, в том числе, Закона «О защите прав потребителя».

      Обратите внимание на то, что в договоре обязательно должна быть указана полная стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты, а также регламентирован алгоритм действий сторон в спорных случаях, например, при задержке платежа или пропуске занятий.

Еще один важный пункт — «Порядок расторжения договора». Если инициатором расторжения являются родители, то с юридической точки зрения  не нужны для этого никакие основания. Единственное, что понадобится — уведомление о желании расторгнуть договор в сроки, оговоренные в этом самом пункте.

       Детский сад вправе взыскать с родителей  компенсацию только фактически понесенных расходов на момент отказа от договора. Если же родители  в полном объеме оплатили полученные образовательные услуги и уведомили о своем уходе заранее, то никаких дополнительных платежей, неустоек и пенни вам начислить просто не имеют права. Так же  в свою очередь,  родители имеют право  на выплату остатка средств, которые уже были внесены на счет организации, но фактически не использовались.

       В случае отсутствия в договоре информации, которая вас интересует, потребители вправе потребовать предоставить ее для ознакомления.

 

 

 

 



© 2006–2009, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области

Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6

Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86

Электропочта: ivtur@tpi.ru