Уважаемые предприниматели!
Если Ваша деятельность связана с индустрией красоты, а именно с оказанием парикмахерских и косметических услуг, услуг ногтевого сервиса или соляриев, то Вам, безусловно, интересно знать, как контролировать текущую работу парикмахерских или салонов красоты, а так же как правильно подготовиться к проверке органами Роспотребнадзора.
Приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 №860 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых должностными лицами территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора" утверждены формы проверочных листов (список основных контрольных вопросов), используемых должностными лицами Роспотребнадзора при проведении плановых проверок в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Предмет плановой проверки ограничивается требованиями, изложенными в форме проверочного листа.
Ознакомиться с проверочным листом Вы можете, перейдя по ссылке – Приказ от 18.09.2017 г № 860
Основные вопросы, содержащиеся в проверочных листах, и используемые должностными лицами при проверке, отражены в СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организация коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги»
Я Вам расскажу о наиболее часто встречающихся нарушениях при работе парикмахерских или салонов красоты.
Например, при не предоставлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности можно столкнуться с рисками, при которых субъект предпринимательства преднамеренно скрывается от надзорных органов, тем самым совершая административное правонарушение, за которое в соответствии с кодексом об административных правонарушений предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей.
Неправильное размещение в жилом здании (например, отсутствие изолированного входа или автономной системы вентиляции) может стать причиной конфликта с жильцами и возникновения судебных разбирательств.
Не менее серьезные риски могут возникать при нарушениях санитарно-эпидемиологического режима, которые могут привести к развитию инфекционных заболеваний, например:
-отсутствие у работников парикмахерской или салона красоты медицинской книжки или прохождения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.
Часто, у сотрудников салона красоты личные медицинские книжки в наличии, но либо медицинский осмотр пройден не в полном объеме, либо отсутствует гигиеническая аттестация.
Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г.№ 302н. Работники парикмахерских и салонов красоты должны проходить медосмотры.
Профессиональная гигиеническая подготовка проводится первично при приеме на работу и в дальнейшем 1 раз в 2 года.
- Нарушение требований к организации санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима
Пожалуй, это наиболее распространенное нарушениями при работе салона красоты или парикмахерской.
К сожалению, многие мастера салона красоты не правильно осуществляют дезинфекцию, предстерилизационную очистку или стерилизацию инструмента, считая, что достаточно УФ-облучателя для обеззараживания инструмента. К сожалению, через парикмахерский инструмент, инструмент мастера маникюра-педикюра передается множество заболеваний, начиная от грибка и заканчивая ВИЧ инфекцией, вирусными гепатитами, сифилисом и многими другими заболеваниями.
Попробуем разобраться, как и чем правильно обрабатывать рабочий инструмент мастера – парикмахера, косметический инструмент или инструмент мастера маникюра-педикюра.
Дезинфекцию инструмента можно проводить исключительно средствами, которые прошли государственную регистрацию в установленном порядке. Как правило, такие средства нельзя купить в обычном хозяйственном магазине, их продают специализированные фирмы. К таким дезинфицирующим средствам обязательно прилагается регистрационное свидетельство и инструкция по применению.
Обработку инструмента мастера-парикмахера необходимо проводить следующим образом:
Расчески, щетки, ножницы для стрижки волос моют под проточной водой после каждого клиента, помещают в стерилизаторы, разрешенные к использованию в установленном порядке и имеющие инструкцию по применению на русском языке, или в растворах дезинфицирующих средств по режиму, применяемому при грибковых заболеваниях. Съемные ножи электрических бритв протирают дважды (с интервалом 15 мин) тампоном, смоченным в дезинфицирующем растворе, не вызывающем коррозию, в концентрациях, применяемых при вирусных гепатитах.
Инструменты для маникюра, педикюра, татуажа, пирсинга, пилинга, марлевые салфетки, ватные шарики, а также другие расходные материалы стерилизуют в стерилизаторах (сухожаровых шкафах или автоклавах), упакованными в крафт-пакеты и в них же хранят. Допускается стерилизация инструментов в неупакованном виде при условии, что они будут использованы в течение часа или храниться в стерилизаторах.
Ванны для ног и ванночки для рук после каждого клиента должны погружаться в дезинфицирующий раствор в соответствии с инструкцией по применению используемого средства по режиму, применяемому при грибковых заболеваниях.
Электроды к косметическому оборудованию и приборам протирают дважды тампоном, смоченным в дезинфицирующем растворе (с интервалом 15 мин), не вызывающим коррозию, в концентрациях, применяемых при вирусных гепатитах.
Инструменты, используемые для манипуляций, при которых возможно повреждение кожных покровов или слизистых оболочек (маникюр, педикюр, татуаж, пирсинг, пилинг, косметические услуги), после каждого клиента без предварительного промывания водой помещают в дезинфицирующий раствор. Дезинфекцию осуществляют по режиму, применяемому при вирусных гепатитах. После окончания дезинфекции инструменты подвергают предстерилизационной очистке (промывание инструмента водой) и стерилизации в сухожаровых шкафах или автоклавах.
Некачественная уборка и дезинфекция - тоже частое нарушение. Обрабатывая инструмент, сотрудники парикмахерских забывают, что все поверхности, с которыми соприкасался посетитель, – будь то внутренние поверхности кабины солярия или подушка, подкладываемая под ногу при проведении педикюра, тоже необходимо подвергать дезинфекции.
Часто, рабочее место мастера по наращиванию ногтей не оборудовано местной принудительной вытяжной вентиляцией, а сами мастера работают без специальной одежды и средств индивидуальной защиты, подвергая свое здоровье и здоровье клиента риску.
- Часто в салонах красоты отсутствует какой-либо документ, который необходим при работе Вашей организации, а именно:
- договоры аренды нежилых помещений, или свидетельство на право собственности помещений;
- документы, подтверждающие проведение профилактической дезинфекции, дезинсекции, дератизации (договор, акты выполненных работ или иные). Договор заключается со специализированной организацией;
- документы, подтверждающие проведение планово-регулярной очистки от твердых бытовых отходов (договор, акты выполненных работ или иные) – договор заключается со специализированной организацией;
- график генеральной уборки помещений;
- утвержденная руководством программа производственного контроля и результаты лабораторных исследований;
- журнал учета дезинфицирующих средств;
- документы (накладные, чеки) подтверждающие закупку дезинфицирующих средств в течении последних трех лет;
- документы, подтверждающие безопасность применения парфюмерно-косметической продукции;
- договор на утилизацию ртутьсодержащих отходов (люминесцентных ламп, лампы солярия) – договор заключается со специализированной организацией .
- журнал замены ламп солярия (если в состав салона красоты входит солярий).
Согласно санитарному законодательству, существуют определенные требования к освещённости, температуре и влажности воздуха, в организациях, оказывающих косметические и парикмахерские услуги. Так как же Вам узнать, что в Вашей организации вышеприведённые параметры соответствуют требованиям существующих нормативов? Для этого, проще всего, заключить договор на проведение лабораторных (инструментальных) исследований с какой-либо специализированной аккредитованной лабораторией, например с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» или его филиалами. Согласно заключенному договору, специалисты лаборатории будут приезжать в Ваш салон красоты или парикмахерскую и проводить необходимые инструментальные исследований.
По результатам исследований Вам будет выдано экспертное заключение, где будет указано, соответствуют ли параметры микроклимата или освещенности нормативам.
Если какой-либо показатель не соответствует существующим параметрам, Вам необходимо будет принять меры по устранению данных недостатков. Например, если температура в Вашей парикмахерской выше или ниже нормы, то Вам стоит задуматься о дополнительном кондиционировании воздуха, либо дополнительной установке отопительных приборов.
Лабораторный контроль целесообразно осуществлять дважды в холодное и теплое время года, а так же после проведения ремонта.
Все экспертные заключения с результатами исследования необходимо сохранять – так Вы всегда сможете подтвердить, что параметры микроклимата и освещенности в Вашей организации соответствуют действующим нормативам.
Не забывайте своевременно обеспечивать защиту Вашего предприятия от грызунов и насекомых (это грызунонепроницаемость) т.к. грызуны и насекомые являются переносчиком многих инфекций, и могут заразить как ваших сотрудников, так и посетителей.
Правильное хранение ртутьсодержащих отходов (люминесцентных ламп, ламп солярия) и своевременный их вывоз специализированными фирмами поможет Вам сохранить здоровье Ваших сотрудников и посетителей, а так же избежать наложения крупного штрафа.
Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6
Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86