Парковки во дворах превратились в настоящее бедствие для горожан, и, безусловно, каждый наслышан о печальной статистике угонов. У владельца автомобиля есть несколько вариантов, где оставить машину на ночь: охраняемая стоянка, подземный паркинг, гараж или просто у дома под окном. Где же удобнее и безопаснее оставлять свой автомобиль?
Наиболее популярный и самый доступный вариант - это охраняемая платная стоянка. Водителю следует знать, что его отношения с владельцем автостоянки являются с правовой точки зрения отношениями между потребителем (водителем) и исполнителем (владельцем автостоянки) по хранению автомототранспортных средств на автостоянках.
Договор, заключаемый между потребителем и исполнителем услуг по хранению автомототранспортных средств на автостоянках, является по своей правовой природе договором хранения. Порядок его заключения и исполнения регулируют общие положения главы 47 Гражданского кодекса РФ, Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее Закон). Главным документом, детально регулирующим отношения в сфере оказания услуг по хранению автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, а также прицепов и полуприцепов к ним (далее именуются - автомототранспортные средства) на автостоянках является «Правила оказания услуг автостоянок» (утв. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 года № 795), поэтому при принятии потребителем решения поставить свой автомобиль на платную автостоянку необходимо ознакомиться с основными положениями данных правил.
I. Информация об услугах и порядок оформления договоров
Исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю полную и достоверную информацию как о себе, так и об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а именно:
свое фирменное наименование, местонахождение организации, а также информацию о режиме работы, если это индивидуальный предприниматель - сведения о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего органа.
перечень оказываемых основных и дополнительных услуг;
правила пользования автостоянкой, правила техники безопасности, противопожарные, санитарные и иные правила;
цены на основные и дополнительные услуги;
образцы договоров, актов, сохранных расписок и других документов, удостоверяющих прием и выдачу автомототранспортного средства исполнителем и оплату услуг потребителем;
адрес и номер телефона исполнителя, а также другие относящиеся к договору и соответствующей услуге сведения.
При этом исполнитель обязан заключить с потребителем письменный договор.
Договор должен содержать следующие сведения:
фирменное наименование и местонахождение организации-исполнителя либо фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, сведения о его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
фамилия, имя, отчество, номер телефона и адрес потребителя;
дата заключения договора, срок хранения автомототранспортного средства;
цена услуги по хранению автомототранспортного средства, цены дополнительных услуг, оказываемых за плату, а также форма и порядок их оплаты;
марка, модель и государственный регистрационный знак автомототранспортного средства, принимаемого на хранение;
цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;
условия хранения автомототранспортного средства;
порядок приема и выдачи автомототранспортного средства;
должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного работника исполнителя, оформляющего договор, его подпись, а также подпись потребителя;
другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг.
Договор составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю, а другой остается у исполнителя.
В случае постоянного пользования услугами платной автостоянки при заключении договора оформляется постоянный пропуск, в котором указываются марка, модель и государственный регистрационный знак автомототранспортного средства, номер места на автостоянке, срок действия пропуска.
При разовой постановке автомототранспортного средства на автостоянку (на срок не более одних суток) заключение договора может быть осуществлено путем выдачи потребителю соответствующего документа (сохранной расписки, квитанции и т.п.) с указанием государственного регистрационного знака автомототранспортного средства. Копия указанного документа остается у исполнителя.
В случае утраты договора либо документа, удостоверяющего заключение договора об оказании услуги (сохранной расписки, квитанции и т.п.), потребитель должен известить об этом исполнителя. Приэтом автомототранспортное средство выдается потребителю на основании его письменного заявления по предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и документов, подтверждающих право собственности (пользования, распоряжения) на автомототранспортное средство.
II. Порядок оказания услуг
Качество оказываемых услуг и срок их оказания должны соответствовать условиям договора.
При постановке автомототранспортного средства на хранение (въезде) потребитель предъявляет уполномоченному работнику исполнителя автомототранспортное средство для внешнего осмотра, а также договор или документ, удостоверяющий заключение договора.
По требованию потребителя или исполнителя оформляется акт, содержащий сведения о товарном виде и комплектности автомототранспортного средства, который подписывается потребителем и уполномоченным работником исполнителя. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю, а другой остается у исполнителя.
В случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомототранспортного средства, произошедших в процессе хранения его на автостоянке, исполнитель обязан по требованию потребителя составить соответствующий акт, который подписывается потребителем и уполномоченным работником исполнителя. Акт составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю, а другой остается у исполнителя.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время, уплатив исполнителю часть цены хранения автомототранспортного средства на автостоянке в зависимости от времени хранения и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены услуги.
Для выезда с автостоянки при разовой постановке автомототранспортного средства на хранение потребитель обязан предъявить уполномоченному работнику исполнителя документ, удостоверяющий принятие автомототранспортного средства на хранение (сохранную расписку, квитанцию и т.п.), а также подтвердить возврат ему автомототранспортного средства личной подписью, которая проставляется в присутствии уполномоченного работника исполнителя на оригинале и копии указанного документа.
По истечении обусловленного договором срока оказания услуги потребитель обязан вывезти автомототранспортное средство с автостоянки.
При неисполнении потребителем своей обязанности вывезти автомототранспортное средство с автостоянки исполнитель вправе, если иное не предусмотрено договором, письменно предупредив потребителя, в разумный срок со дня такого предупреждения на основании судебного решения изъять автомототранспортное средство и продать его в порядке, предусмотренном статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации. Сумма, вырученная от продажи автомототранспортного средства, передается потребителю (за вычетом суммы, причитающейся исполнителю, включая расходы, связанные с продажей автомототранспортного средства).
III. Ответственность исполнителя
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору оказания услуг автостоянки либо договору бронирования мест на автостоянке исполнитель несет ответственность, предусмотренную федеральными законами и договором.
В случае если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, - в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченных за услуги средств и возмещения других убытков. Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации об услуге, несет ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», за недостатки услуги, возникшие после ее принятия потребителем вследствие отсутствия у него такой информации.
При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации об услуге потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать:
безвозмездного устранения недостатков;
соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению в 10-дневный срок с даты предъявления соответствующего требования.
В случае, если исполнитель нарушил срок оказания услуги (срок начала и (или) окончания оказания услуги), потребитель по своему выбору вправе:
назначить исполнителю новый срок;
поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
потребовать уменьшения цены услуги;
отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков. Требования о возмещении убытков подлежат удовлетворению в 10-дневный срок с даты предъявления соответствующего требования.
Назначенный потребителем новый срок оказания услуги оформляется договором.
В случае, нарушения установленного срока оказания услуги или назначенного потребителем нового срока исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если в договоре срок определен в часах) просрочки неустойку (пени) в размере 3 процентов цены услуги. Договором может быть установлен более высокий размер неустойки (пеней).
Сумма взысканной потребителем неустойки (пеней) не может превышать цену услуги, выполняемой на отдельном этапе, или общую цену услуги (если цена услуги, выполняемой на отдельном этапе, не определена договором).
В случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомототранспортного средства при хранении на автостоянке исполнитель обязан возместить убытки, причиненные потребителю, если иное не предусмотрено договором.
В случае, если в результате повреждения, за которое исполнитель несет ответственность, качество автомототранспортного средства изменилось настолько, что оно не может быть использовано по назначению, потребитель вправе от него отказаться и потребовать от исполнителя возмещения стоимости этого автомототранспортного средства, а также других убытков, если иное не предусмотрено договором.
При наличии договора хранения транспортного средства владелец автостоянки несет ответственность:
за сохранность ТС (в размере указанной в договоре стоимости авто);
за порчу авто, принятого на стоянку под охрану (в размере нанесенного материального ущерба и потери товарного вида);
за разукомплектование автомобиля, находящегося на охраняемой стоянке.
В свою очередь, автовладелец должен знать, что он тоже отвечает за нанесенный парковке материальный ущерб, в частности, за повреждение других транспортных средств (в размере нанесенного ущерба).
Помните, что о каждом происшествии, которое случилось с вашим автомобилем на платной стоянке, нужно составить акт, который подписывают обе стороны. Это поможет Вам возместить убытки, за которые отвечает Исполнитель.
Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6
Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86
Электропочта: ivtur@tpi.ru