Деятельность Управления Роспотребнадзора по Ивановской области по защите прав потребителей за 9 месяцев 2009 года
Контрольно-надзорная деятельность за соблюдением требований законодательства при реализации масла из коровьего молока
Специалистами Управления Роспотребнадзора по Ивановской области проводятся мероприятия по контролю на соблюдение требований Федерального закона от 12.06.08г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей, и обеспечение достоверности информации о наименовании, составе и потребительских свойствах молока и молочной продукции.
На потребительском рынке Ивановской области реализуется около 75% масла животного местных изготовителей: ООО «Ивмолокопродукт» (г.Иваново), ЗАО «Южский МЗ», ОАО «Аньковское» (с.Аньково) и др. Остальные 25% составляет реализация продукции, завозимой из других регионов: ООО «Север +» (Костромская обл.), ООО «Костромской МЗ», ООО ПК «Вологодский МК», ООО «Молочный продукт» (Московская обл.), ОАО «Суздальский МЗ» и др.
Так, за период 2009 года в предприятиях розничной торговли различных форм собственности проведены мероприятия по контролю на соответствие масла из коровьего молока требованиям нормативной документации и Федеральных законов РФ «О защите прав потребителей», «Технического регламента на молоко и молочную продукцию» и других нормативных правовых актов РФ с отбором проб масла для проведения лабораторных исследований.
Всего проинспектировано 0,21 т. масла из коровьего молока, забраковано и снято с реализации 0,11 т. на сумму 14,0 тыс. руб.(52,4%).
Браковалась продукция таких изготовителей как ООО «Ивмолокопродукт», ОАО «Аньковское», СПК «Север» Костромская обл., ООО «Молочный продукт» (Московская обл.), ОАО Компания «Юнимилк» филиал МК «Липецкий» (г.Липецк) и др.
Основными причинами забраковок, выявленных в ходе проверок, явились нарушения требований:
- ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей» в части реализации продукции ненадлежащего качества: фальсификация жировой фазы масла жирами немолочного происхождения;
- ст.5 Закона РФ «О защите прав потребителей» в части реализации масла животного с истекшим сроком годности;
- ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» по маркировке: недостоверной информации о сроке годности и температуре хранения продукции; нечитаемой дате изготовления, завышенной дате изготовления и др.; отсутствию информации о подтверждении продукции требованиям Федерального закона от 12.06.08г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»;
- ст.7 Закона РФ «О защите прав потребителей» в части реализации продукции без сертификатов соответствия;
- санитарных правил для предприятий продовольственной торговли СП 2.3.6.-1066-01 по нарушению условий хранения (хранение продукции осуществлялось без охлаждения), несоблюдению товарного соседства; реализация продукции без удостоверений о качестве и безопасности.
По результатам проведенных мероприятий по контролю и лабораторным исследованиям образцов масла из коровьего молока следует отметить, что предприятиями ООО «Ивмолокопродукт» (г.Иваново), ОАО «Аньковское» (с.Аньково) продолжает вырабатываться и реализовываться фальсифицированное масло из коровьего молока не соответствующего по содержанию влаги и жира требованиям Федерального закона от 12.06.08г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», ГОСТ 37-91 «Масло коровье» и не отвечающего требованиям ГОСТ Р 52253 «Масло и паста масляная из коровьего молока» по соотношению метиловых эфиров жирных кислот молочного жира, что свидетельствует о фальсификации жировой фазы масла жирами немолочного происхождения.
За реализацию масла из коровьего молока ненадлежащего качества и другие нарушения индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица предприятий розничной торговли привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством в виде штрафа на общую сумму 49,0 тыс. руб.
Контрольно-надзорная деятельность за соблюдением требований законодательства при оказании услуг общественного питания открытой сети
За 9 месяцев
В ходе проведенных мероприятий по контролю установлены нарушения требований «Правил оказания услуг общественного питания» в части отсутствия:
- вывески о юридической принадлежности, режиме работы, информации о наличии лицензии на право продажи алкогольной продукции,
- в меню не везде указывается выход, калорийность блюд и изделий.
Нарушаются требования ст. 4,5,7,10 Закона РФ «О защите прав потребителей» части реализации продукции ненадлежащего качества, с истекшим сроком годности, без сертификатов соответствия, без маркировки, с неполной маркировкой товаропроизводителя.
Причинами выявленных нарушений являются: отсутствие должного контроля за выполнением требований нормативной документации со стороны руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей, недостаточная квалификация работников общественного питания.
Работники общественного питания, как правило, не соблюдают требования нормативной документации, не знают нормы закладок сырья, выхода готовых блюд и изделий, – в результате потребители получают блюда и изделия низкого качества небезопасные для жизни и здоровья.
Так, например, по результатам мероприятий по контролю в кафе «Вечер» ИП Баширова Г. выявлены многочисленные нарушения действующего законодательства, материалы проверки направлены в суд. По решению суда деятельность пред приятия приостановлена на 60 суток.
В ресторане «Хаус бир» ООО «Люкс фуд» была допущена реализация алкогольной продукции без лицензии на право розничной продажи. Юридическое лицо за допущенные нарушения привлечено к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В ходе проведения мероприятий по контролю за 9 месяцев текущего года к административной ответственности привлечено 25 должностных и юридических лиц, сумма штрафных санкций составила 99.5 тыс. руб.
За отчетный период в ходе проведения мероприятий по контролю отобрано 72 пробы, из них 20 проб не соответствовали требованиям НД по микробиологическим показателям.
По результатам проведения мероприятий по контролю индивидуальны ми предпринимателями и юридическими лицами предоставлены информации в Роспотребнадзор об устранении выявленных нарушений в ходе проверок, в части усиления контроля за качеством блюд и изделий, предоставления для потребителя полной и достоверной информации.
За 9 месяцев текущего года в управление Роспотребнадзора поступило 5 жалоб на неудовлетворительную работу предприятий общественного питания, в части ненадлежащего оказание услуг общественного питания, отсутствие лицензии на право продажи алкогольной продукции, три из которых подтвердились. Возбуждены дела об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством. Все жалобы рассмотрены в установленном законом сроки. Заявителям даны ответы.
Виновные лица, допустившие нарушения в сфере общественного питания привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В ходе проведения проверок специалистами Управления проводятся превентивные меры, направленные на профилактику нарушений в сфере оказания услуг в предприятиях общественного питания.
Контрольно-надзорная деятельность за соблюдением требований законодательства при реализации соковой продукции из фруктов и овощей
В настоящее время технические регламенты в Российской Федерации приобрели статус Федеральных законов, которые в обязательном порядке принимаются Государственной думой. Регламенты носят всеобъемлющий характер и регулируют все процессы, происходящие в отрасли.
Производство и реализация фальсифицированной продукции наряду с намеренным ведением потребителя в заблуждение относительно свойств и происхождения продуктов может наносить прямой ущерб здоровью населения и способствовать недобросовестной конкуренции на продовольственном рынке.
Кроме того, в последнее время становится все более актуальной проблема ложной или вводящей в заблуждение маркировки пищевых продуктов. Неправильное и необоснованное заявление изготовителей при этикетировании продукции могут касаться существенных характеристик, пищевой ценности, то есть не посредственно затрагивать сферу безопасности и законных прав потребителей.
С 27.10.2008г. вступил в силу ФЗ № 178 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей». В ст.4 вышеуказанного закона определены основные понятия и виды соковой продукции. Наиболее часто встречающиеся в продаже:
1. Соки:
– Прямого отжима – сок, произведенный непосредственно из свежих фруктов и овощей путем механической обработки;
– Восстановленные – сок, произведенный из концентрированного сока и из сока прямого отжима и питьевой воды;
– Концентрированные – сок, произведенный путем физического удаления из сока прямого отжима части содержащейся в нем воды не менее чем в 2 раза по отношению к исходному соку прямого отжима.
2. Нектары фруктовые и овощные – жидкий пищевой продукт, произведен путем смешивания сока, фруктового и овощного пюре с питьевой водой с добавлением сахара.
3. Сокосодержащие напитки фруктовые и овощные – жидкий пищевой продукт, произведен путем смешивания сока с питьевой водой и в котором минимальная объемная доля сока или фруктового пюре составляет не менее чем 10 %.
4. Морсы – жидкий пищевой продукт, который произведен из сока и пюре, полученных из ягод путем их механической обработки с добавлением питьевой воды и сахара (минимальная объемная доля такого сока составляет не менее чем 15 %).
5. Пюре фруктовое – пищевой продукт, произведен путем механической обработки без последующего отделения сока и фруктовой или овощной мякоти.
В ст.7 указаны требования к безопасности соковой продукции для детского питания и её пищевой ценности, где особое внимание уделяется к недопущению ГМО, добавления ароматизаторов, подкрашивающих экстрактов в соковую продукцию для детей раннего возраста. Кроме того, соковая продукция из фруктов и овощей для детей раннего возраста должна выпускаться в обращение в упаковках не более чем 0,35 литра.
При покупке соковой продукции потребителям следует обращать особое внимание на маркировку наносимую на потребительскую упаковку. Маркировка соковой продукции, помещенная в потребительскую упаковку, должна соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ в области маркировки пищевых продуктов.
Каждая потребительская упаковка должна содержать наименование соковой продукции, состав, пищевую ценность, дату изготовления, срок годности, условия о сроке хранения такой продукции после вскрытия ее потребительской упаковки. Для детей первого года жизни указывается возраст ребенка (в месяцах), начиная с которого рекомендуется введение данной продукции в рацион ребенка, и рекомендации о ее потреблении. При этом не допускается указание возраста ребенка младше, чем 3 месяца. На потребительской упаковке соковой продукции для детского питания должны быть указаны слова «Для детского питания» и размещена информация о возрастной категории детей.
Соковая продукция, реализуемая на территории РФ подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям настоящего Федерального закона в форме принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации. Заявитель, получив сертификат соответствия на соковую продукцию, маркирует ее знаком обращения на рынке. Информация о подтверждении соответствия такой продукции требованиям настоящего Федерального закона должна быть размещена на упаковке продукта.
Так же следует напомнить, что по общим правилам, закрепленным п.3 ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей» информация о товаре в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
На территории Ивановской области находятся 2 предприятия по производству соковой продукции – ООО « Шуякооппродукт» и ООО «Ивановский комбинат детского питания». На предприятиях переоформлена техническая документация на вырабатываемую продукцию, а также используется упаковка «нового» образца в соответствии с требованиями Технического регламента. В ходе проведенных мероприятий по контролю за соблюдением требований ФЗ №178 от 27.10.2008года установлено, что соковая продукция в Ивановскую область поступает от производителей: ОАО «Нидан Соки», ОАО «Вимм-Билль-Данн», ОАО ЭКЗ «Лебедянский», которые еще не перешли на упаковку нового образца. За истекший период Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области отобрано 5 образцов соковой продукции, все образцы соответствуют требованиям Технического регламента.
Контрольно-надзорная деятельность за соблюдением требований законодательства при реализации рыбы и рыбопродуктов
За 9 месяцев 2009года специалистами Управления Роспотребнадзора по Ивановской области проведены контрольно-надзорные мероприятия в 25 предприятиях оптовой и розничной торговой сети различных форм собственности.
Проинспектировано 6,7 тонн, забраковано 4,44 тонн (66,3 %). Основными причинами забраковок явились:
- несоответствие продукции обязательным требованиям государственных стандартов по органолептическим показателям (дряблой консистенции мяса рыбы после размораживания, с посторонним привкусом и запахом окислившегося жира, завышенному содержанию массы ледяной глазури на поверхности тушек рыбы), и маркировке;
- нарушение требований ст.7,8,10 Закона РФ «О защите прав потребителей» в части отсутствия полностью или частично информации об изготовителе и товаре, без сертификатов соответствия, удостоверений о качестве и безопасности;
- нарушение ст.5 Закона РФ «О защите прав потребителей» (с истекшим сроком хранения).
Потребительский рынок Ивановской области представлен большим ассортиментом мороженой рыбы отечественного и импортного производства, рыбы соленой, горячего и холодного копчения местного производства и завозимой из других регионов.
Рыба соленная, горячего и холодного копчения завозится из Московской, Владимирской, Нижегородской и др. областей. Около 5% продукции вырабатывается местными изготовителями: ООО «Сетрейд-Фиш», ИП Редченко В.В., ИП Дремин А.В. и др. Рыба вяленая завозится из Астраханской области.
По заданию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по поводу большого процента ледяной глазури к массе филе рыбы мороженой Китайского и Вьетнамского производства Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области проведены контрольно-надзорные мероприятия с отбором образцов в 2-х предприятиях оптовой торговли г. Иванова (ИП Абдрахманов М.Р., ИП Бубчиков В.В.). Для лабораторных испытаний отобраны 4 образца. В 3-х из них (75,0%) содержание глазури составило от 26,0% до 50,0% к массе рыбы при норме от 2,0% до 4,0% согласно требований п.1.3.3. ГОСТ 3948-90 «Филе рыбное мороженое. ТУ.». На указанную продукцию представлены сертификаты соответствия, выданные «Центром контроля качества товаров (продукции) работ и услуг» г. Санкт-Петербург, в которых указано соответствие продукции требованиям ГОСТ 3948-90 без учёта п.1.3.3., регламентирующего показатель массы глазури.
О результатах проведённых лабораторных исследований направлена информация руководителю органа по сертификации продукции и услуг г. Санкт-Петербург.
По жалобе покупателя на качество рыбы «филе минтая свежемороженого» и наличия большого количества льда на тушках рыбы проведено внеплановое мероприятие по контролю в магазине «Риат Горка» ООО «Супермаркет».
В ходе проверки установлены нарушения требований п. 34 «Правил продажи отдельных видов товаров» в части отсутствия информации о сроках годности продукции. Кроме того, до потребителя не доведена необходимая и достоверная информация о наличии на тушках рыбы ледяной глазури, которая согласно трафарета на транспортной маркировке составлял 30,0%. Таким образом, покупая 1кг филе минтая мороженого в глазури покупатель приобретает 700гр. рыбы и 300гр. глазури в виде льда по цене продаваемого продукта. По причине отсутствия необходимой и достоверной информации о товаре происходит обман потребителя в весе продукта а следовательно и в стоимости приобретённого товара. По данным проведённых лабораторных исследований указанный вид продукта не соответствовал требованиям стандарта по органолептическим показателям (дряблой консистенции мяса рыбы после её размораживания и варки, вместо плотной или нежной), по завышенному содержанию массы ледяной глазури 36,0% при норме (согласно трафарета на этикетке) 30,0%.
За допущенные нарушения (обман потребителя, отсутствие необходимой и достоверной информации) ответственное и юридическое лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа на сумму 12,0тыс. рублей.
За 9 месяцев текущего года за нарушение требований законодательства при реализации рыбной продукции к административной ответственности привлечены 1 юридическое лицо, 25 должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в виде штрафа на общую сумму 63,5 тыс. руб.
Контрольно-надзорная деятельность за соблюдением требований законодательства при реализации швейных изделий
В 2009 году качество и безопасность швейных изделий проверены в 23 предприятиях розничной торговли различной формы собственности.
Проинспектировано 2,9 тыс. штук швейных изделий, забраковано 1,4 тыс. шт. (48,3%).
Основными причинами забраковок явились нарушения требований ст. 7, 8, 10 ФЗ «О защите прав потребителей» в части отсутствия сертификатов соответствия на бельевой и детский ассортимент, деклараций о соответствии, информации об изготовителе и товаре на русском языке, информации о фирме- изготовителе и его адресе; ГОСТ 10581- в части отсутствия на маркировке сведений о «составе сырья» и символов по уходу за изделием (памятки по уходу), ГОСТ 25294-91 – в части нарушения технологии изготовления изделий платьево – блузочного ассортимента (халаты, сарафаны, платья из хлопчатобумажной ткани), ГОСТ 31307-2005- в части нарушения технологии изготовления изделий постельного ассортимента.
За отчетный период к реализации не допущено швейных изделий, не отвечающих требованиям действующего законодательства на сумму 631,6 тыс. рублей.
Так, например, в магазине ИП Королевой Г.Ю. в г. Иваново забраковано 80% изделий постельного и платьево-блузочного ассортимента отечественного производства.
Комплекты постельного белья браковались по нарушению требований ГОСТ 31307-2005 по наличию редкой строчки стачивания и обработки клапана наволочек, по отсутствию на ярлыке реквизитов: обозначение стандарта, дата выпуска.
Халаты женские браковались и снимались с продажи по отсутствию информации об адресе изготовителя, нормативной документации и памятки по уходу за изделием.
В магазине ИП Коровиной Г.П. браковались халаты и костюмы, домашние женские по наличию производственных дефектов: припуски швов по плечевым, боковым срезам халатов и средним срезам брюк заложены в разные стороны и как следствие не заутюжены.
За выявленные нарушения предприниматели привлечены к административной ответственности, в соответствии с действующим законодательством, в виде штрафа на сумму 4 тыс. руб.
Без деклараций о соответствии, подтверждающих безопасность и качество товаров снимались с продажи куртки женские производства Китай в торговом предприятии ИП Борзова В.В. (т/ц «Серебряный город), брюки женские китайского производства в предприятии ИП Барышниковой Л.Г. (т/ц «Серебряный город), блузки и куртки женские неизвестных изготовителей в торговом предприятии ИП Кудряшовой Ж.И. (т/ц «Текстильщик») и др.
По результатам проверок предприниматели принимали следующие меры: товар возвращался поставщикам, возвращался на производство для переделки, предоставлялись сертификаты и декларации о соответствии.
В ходе мероприятий по контролю в торговых предприятиях проводились превентивные меры
Всего за отчетный период к административной ответственности привлечено 23 предпринимателя и должностных лица, назначено штрафных санкций на общую сумму 26,5тыс. рублей.
Контрольно-надзорная деятельность за соблюдением требований законодательства при реализации обуви
Специалистами Управления Роспотребнадзора по Ивановской области проводятся мероприятия по контролю за реализацией обуви на потребительском рынке г. Иваново и Ивановской области на соответствии требований Закона РФ «О защите прав потребителей», Закона РФ «О техническом регулировании», постановления Правительства РФ от 19.0198г. №55 Правила продажи отдельных видов товаров, постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке»
Анализируя результаты проверок, следует отметить, что доля отечественной обуви на потребительском рынке нашего региона незначительна, до 80% преобладает обувь импортного производства, таких стран, как Китай, Турция, Италия и др., а также «не известных производителей», не имеющих информации об изготовителе на товаре, товарных ярлыках, потребительской упаковке.
Обувь в основном завозится с рынков г. Москвы, закупаемая на московских оптовых рынках, которая зачастую не соответствует требованиям государственных стандартов в части наличия производственных дефектов, не соответствия применяемых материалов.
За 9 месяцев 2009г. проинспектировано 1,59 тыс. пар, забраковано 1,08 тыс. пар обуви (68,0%.) на сумму 585,1 тыс. руб., проверено 17 торговых предприятий.
Основными причинами забраковок, выявленных в ходе проверок, явились нарушения требований ст.ст. 4, 7, 8, 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», Закона РФ «О техническом регулировании», п.п. 11,12,15 Правил продажи отдельных видов товаров в части наличия производственных дефектов, отсутствия информации об изготовителе и товаре, сертификатов соответствия (деклараций о соответствии) или сведений о сертификации (декларации) в товарно-сопроводительных документах, информации о стране-изготовителе на русском языке, полной информации о юридическом адресе предприятия-изготовителя.
Так, при проверке торгового предприятия ИП Ерисовой Е.В. браковалась и снималась обувь по наличию производственного дефекта в детской обуви – мягкие задники, наличие данного дефекта не обеспечивает формоустойчивость стопы ребенка, что не может не сказаться на здоровье ребенка, отсутствию информации об изготовителе, сертификатов соответствия (деклараций о соответствии) или сведений о сертификации (деклараций) в товарно-сопроводительных документах, информации о стране-изготовителе на русском языке.
ИП Ерисова Е.В. привлечена к административной ответственности в виде штрафа на сумму 2.0 тыс. руб.
По нарушению требований ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», пп.11,15 постановления Правительства РФ от 19.0198г. №55 Правила продажи отдельных видов товаров в части отсутствия информации об изготовителе (наименовании предприятия - изготовителя, его юридического адреса) – информация об изготовителе не указана никаким способом, предусмотренным законодательством, нормативной документации: на товаре, товарных ярлыках, потребительской упаковке; - браковалась и снималась с продажи обувь в магазине «Золушка» ИП Кузнецовой С.Б.(г. Иваново).
ИП Кузнецова С.Б. привлечена к административной ответственности в виде штрафа на сумму 3,0 тыс. руб.
По результатам проверок должностные лица и индивидуальные предприниматели принимали следующие меры: забракованный товар возвращался поставщику, предоставлялись сертификаты (декларации о соответствии), информация о стране-изготовителе на русском языке.
Всего за отчетный период к административной ответственности привлечено 17 предпринимателей и должностных лиц, назначено штрафных санкций на общую сумму 25,5 тыс. руб.
Контрольно-надзорная деятельность за соблюдением требований законодательства при оказании платных образовательных услуг
В целях соблюдения законодательства при предоставлении платных образовательных услуг Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области в соответствии с планом работы во втором полугодии 2009 года проведены мероприятия в четырех образовательных учреждениях. В МДОУ детский сад №181 было выявлено нарушение Правил оказания платных образовательных услуг, выразившиеся в отсутствии в договорах на оказание платных образовательных услуг информации о:
- местонахождении (юридического адреса) образовательного учреждения;
- адресе потребителя;
- уровне дополнительных образовательных услуг;
- сроках оказания образовательных услуг.
Кроме того, в образовательном учреждении были выявлены нарушения санитарного законодательства, в том числе: поверхность оборудования на игровых площадках с дефектами – наличие выступающих гвоздей на песочнице, не закреплены ручки на качелях, отсутствуют крышки для закрытия песочниц на ночь, отсутствует крышка на контейнере для сбора мусора, подбор мебели на группах проведен без учета антропометрических показателей, отсутствует подводка горячей и холодной воды в изоляторе, не соблюдаются нормы суточной потребности в пищевых веществах и энергии и другие нарушения.
За допущенные нарушения к должностным лицам применены меры административного воздействия, учреждению выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
В ходе мероприятий по контролю в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Детско-юношеский центр №1 установлено, что учреждение оказывает образовательные услуги без лицензии – была представлена лицензия от 23 августа 2001 года (срок действия лицензии 5 лет), таким образом, более трех лет образовательное учреждение оказывает образовательные услуги без лицензии установленного образца.
Следует отметить, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ - учебных планов, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета. Отказ потребителя от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему образовательным учреждением основных образовательных услуг.
Контрольно-надзорная деятельность за соблюдением требований законодательства при оказании туристских услуг населению
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в соответствии с поручением Роспотребнадзора «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания», за 10 месяцев 2009 года на территории области проведены 14 плановых проверок в данном сегменте потребительского рынка.
По результатам проведенных проверок в 9 предприятиях установлены нарушения требований Федеральных Законов Российской Федерации:
- «О защите прав потребителей»;
- «Об основах туристской деятельности в РФ»;
- Правил оказания услуг по реализации туристского продукта.
Анализируя материалы проверок, можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Однако при выборе тура потребителю следует обратить особое внимание на оформление договоров в части предоставления туристическими фирмами необходимой информации о реализуемой услуге, а также предоставления памяток для выезжающих за рубеж.
Так, например, при проведении мероприятия по контролю в ООО «Туристическая фирма «Вокруг света», в договоре оказания туристских услуг, туристу не была представлена следующая информация: номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора, наименование и адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение туроператору. Отсутствовала информация о возможности туриста при возникновении страхового случая обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения, непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение, а также основания для осуществления таких выплат, не указаны права сторон.
При проверке туристического агентства ООО «Союз тур» установлено отсутствие в договоре информации о туроператоре (наименование, адрес, реестровый номер).
При проведении проверки в туристической фирме ООО «Успех» - в договоре не был предусмотрен срок рассмотрения претензии к качеству туристского продукта.
Данная информация относится к существенным (обязательным) условиям договора между турагентом, туроператором и туристом. Ее отсутствие рассматривается как нарушение прав потребителя на получение необходимой информации о реализуемой услуге.
В отношении лиц, ответственных за выявленные нарушения возбуждены дела об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством. Руководителями туристических фирм представлены в адрес Управления принятые меры по материалам проверок, а именно бланки договоров, оформленные надлежащим образом в соответствии с требованиями законодательства.
Подписывая договора, потребители зачастую не обращают внимание на включение в договор положений об удержании с потребителя при расторжении договора части денежной суммы, внесенной в счет договора, в виде фиксированных сумм, в том числе в процентном отношении к цене услуги. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Соответственно потребитель имеет право потребовать предоставления ему информации о реальных расходах туроператора.
Необходимо учитывать особенности транспортного законодательства. Согласно законодательству о железнодорожном и воздушном транспорте ответственность за перевозку всегда несет перевозчик.
Однако, прямые правоотношения между перевозчиками и потребителями-туристами не исчерпывают ответственности туроператора за надлежащее исполнение договора о реализации туристского продукта.
Например, при задержке вылета туроператор обязан предоставить клиенту размещение на время ожидания рейса, связаться с иностранным партнером и перенести сроки проживания в гостиницах по маршруту, изменить даты экскурсий и т.д.
Необходимо еще раз напомнить всем потребителям о том, как важно знать и понимать свои права и обязанности при подписании договора об оказании туристских услуг.
Контрольно-надзорная деятельность за соблюдением требований законодательства при оказании бытовых услуг по изготовлению и установке окон ПФХ и мебели на заказ
Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением бытовых услуг по изготовлению и установке окон ПВХ, мебели на заказ осуществляется Федеральным Законом РФ «О защите прав потребителей», постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г. №1025 «Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации».
За 9 месяцев 2009г. проведено 10 плановых мероприятий по контролю. Во всех проверенных предприятиях выявлены различного рода нарушения действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей.
При проведении проверок основное место занимают нарушения прав потребителей на получение полной и достоверной информации об исполнителе, включающая в себя сведения о фирменном наименовании организации, месте её нахождения ((юридическом адресе), информации о государственной регистрации индивидуального предпринимателя с указанием наименования зарегистрировавшего его органа;
- ст.8,10 Закона РФ «О защите прав потребителей» в части отсутствия полной и необходимой информации об оказываемых услугах и п.3 постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1025 «Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» в части не предоставления потребителю необходимой и достоверной информации об услугах, которая в обязательном порядке должна содержать: перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги; сроки оказания услуг (выполнения работ); гарантийные сроки; цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, фурнитуру исполнителя и сведения о порядке и форме оплаты; сведения о подтверждении соответствия услуг установленным требованиям; нарушение права потребителей на получение льгот и преимуществ, установленных законом;
- п.1,2,3 ст. 16 ФЗ «О защите прав потребителей», п. 4 постановления Правительства РФ от 15.08.1997г. №1025 «Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» в части включения в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
Так, например, при проведении мероприятий по контролю в предприятиях ИП Рябенкова В.А., ИП Виноградова И.А., ЗАО «Ивановостиль» установлены нарушения законодательства в части отсутствия информации о видах оказываемых услуг и их стоимости. В предприятиях ИП Шаминой Т.Е., ИП Смирновой О.В., ИП Колчинского Л.М. отсутствовала информация об исполнителе, его местонахождении (юридическом адресе), информация о государственной регистрации индивидуального предпринимателя с указанием наименования зарегистрировавшего его органа.
По результатам проведённых мероприятий по контролю за 9 месяцев 2009г. 2 юридических лица, 12 индивидуальных предпринимателей и должностных лиц привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством в виде штрафа на общую сумму 17,5 тыс. руб.
Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6
Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86
Электропочта: ivtur@tpi.ru