ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15.09.2006 г.
|
Иваново
|
№ 14
|
|
|
О мерах по борьбе
с грызунами и профилактике
природно-очаговых,
особо опасных инфекционных
заболеваний в Ивановской области
Я, Главный государственный санитарный врач по Ивановской области А.И.Минашкин, отмечаю, что в Российской Федерации сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, обусловленная высоким уровнем заболеваемости природно-очаговыми и другими особо опасными зоонозными инфекционными болезнями.
Одной из причин сложившейся ситуации является резкий рост численности синантропных грызунов - крыс, мышей, являющихся переносчиками указанных заболеваний.
В Российской Федерации случаи заболевания чумой не регистрируются с 1979 года, однако каждый год на территории природных очагов чумы, общая площадь которых составляет более 80,6 квадратных километров, риску заражения подвергаются более 20 тысяч человек.
В связи с активизацией природных очагов, в 1999 году в ряде регионов страны зарегистрированы заболевания лихорадкой Западного Нила, Крымской геморрагической лихорадкой, лептоспирозом, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС), туляремией.
Так, в 2005 году в связи с увеличением численности грызунов - основных носителей вируса, в России зарегистрировано 7330 случаев ГЛПС. В этом же году заболеваемость туляремией возросла в 6,8 раза, общее количество заболевших составило 881 человек.
Наряду с риском распространения инфекционных болезней, грызуны наносят значительный экономический ущерб, связанный с уничтожением и порчей значительного количества сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, повреждением электрических коммуникаций, систем связи, оборудования, инвентаря.
Вместе с тем, в настоящее время численность грызунов значительно превышает эпидемиологически приемлемый показатель. В среднем, заселенность грызунами городов России составляет 2,2 грызунов на 1000 квадратных метров площади, а заселенность портовых городов превышает 5,1 грызунов на 1000 квадратных метров площади.
Причинами сложившейся ситуации являются неудовлетворительное санитарное состояние городов, особенно крупных и портовых, представляющих наибольшее эпидемиологическое значение в связи с большой плотностью населения. В особенности, это города, где не обеспечивается своевременный вывоз мусора и надлежащая санитарная очистка территории. Во многих городах не принимаются меры по совершенствованию системы очистки территории от мусора и бытовых отходов, не соблюдаются графики планово-регулярной очистки территорий, продолжается порочная практика вывоза бытового мусора на несанкционированные свалки, сброс его в реки и другие водоемы. Во многих городах отсутствует комплексная система сортировки, утилизации бытовых отходов, а также обеззараживания биологических отходов.
В Ивановской области в 2004 году также отмечался рост заболеваемости ГЛПС более чем в 4 раза, когда был зарегистрирован 51 случай этого заболевания, показатель на 100 тыс. населения составил 4,4.
Основной причиной высокого уровня заболеваемости ГЛПС явилось осложнение эпизоотической ситуации в природных очагах этой инфекции за счет увеличения численности мышевидных грызунов. Отмечаемые в последние годы изменения в структуре сельскохозяйственного производства привели к выводу из оборота большого количества пахотных земель, что способствовало зарастанию их бурьяном и созданию благоприятных условий для жизнедеятельности грызунов
Рост численности синантропных грызунов обусловлен также тем, что в последние 15 лет объем дератизационных мероприятий сократился более чем в 3 раза, не проводится сплошная дератизация на территории городов и районов. Резко сократилась сеть государственных организаций, выполняющих дератизационные мероприятия, и численность персонала в них.
Заселенность грызунами на территории Ивановской области в весенний период превышает 0,5 особи на 1000 квадратных метров площади и составляет 1,2. Данный факт является свидетельством того, что грызуны приобретают эпидемиологическое значение в распространении инфекционных болезней.
Важной причиной роста количества грызунов является отсутствие системной работы по регулированию их численности на объектах жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, пищевой промышленности. Здесь неудовлетворительно осуществляются мероприятия по повышению защищенности объектов, нерегулярно, или совсем не проводятся истребительные мероприятия. Охват договорами по дератизации объектов торговли, общественного питания и пищевой промышленности составляет 49%, лечебно-профилактических учреждений – 68%, детских дошкольных и других образовательных учреждений – 53%, объектов жилищно-коммунального хозяйства -32%.
Сложившаяся эпидемиологическая ситуация и прогноз ее развития свидетельствуют, что дальнейшее увеличение численности грызунов в населенных пунктах может привести к росту числа природно-очаговых и особо опасных зоонозных инфекционных заболеваний людей, увеличению экономического ущерба, наносимого грызунами, ухудшению качества жизни населения.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 05.04.1999, N 14, ст. 1650)
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, гражданам, осуществляющим хозяйственную деятельность в сентябре-ноябре 2006 года организовать и провести комплекс дератизационных мероприятий, включающий:
- оценку заселенности объекта грызунами;
- обеспечение грызунонепроницаемости объекта путем проведения инженерно-технических, ремонтно-строительных мероприятий;
- проведение санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение должного санитарного состояния объекта и прилегающей территории;
- проведение истребительных мероприятий собственными силами или силами специализированных организаций дезинфекционного профиля.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований городов и районов, главам городских и сельских поселений Ивановской области :
2.1. Организовать в сентябре-ноябре 2006 года проведение оценки заселенности грызунами муниципальных объектов; проведение инженерно-технических, ремонтно-строительных мероприятий с целью обеспечения грызунонепроницаемости объектов; проведение санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение должного санитарного состояния объектов и прилегающих территорий; проведение истребительных мероприятий собственными силами или силами специализированных организаций дезинфекционного профиля.
2.2. Обязать руководителей соответствующих служб и организаций независимо от их организационно-правовых форм провести комплекс санитарно-технических мероприятий в целях исключения условий для проникновения и обитания грызунов в зданиях, сооружениях, уделив особое внимание объектам животноводства и птицеводства, зернохранилищам, морским и воздушным портам, железнодорожным вокзалам, таможенным терминалам, продовольственным складам, рынкам продовольственной и непродовольственной торговли, предприятиям пищевой промышленности и общественного питания, лечебно-профилактическим учреждениям, детским дошкольным и школьным учреждениям, объектам жилищно-коммунального хозяйства, подземным коммуникациям, мусорным свалкам и полигонам, кладбищам.
2.3. Рассмотреть на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий итоги проведения в октябре-ноябре 2006 года комплекса дератизационных мероприятий.
2.4. Разработать и утвердить программы борьбы с грызунами и профилактики природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекционных заболеваний на 2007-2008 г.г., предусмотрев в них создание и совершенствование системы санитарной очистки населенных пунктов и объектов различного назначения, сбора, хранения, переработки бытовых отходов, строительство мусороперерабатывающих предприятий, оснащение объектов охранно-защитными дератизационными системами различного типа.
3. Начальникам территориальных отделов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области, руководителям ЦГСЭН МСЧ УВД Ивановской области, УФСИН России по Ивановской области, ФСБ Российской Федерации по Ивановской области, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в Ивановской области:
3.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением комплекса дератизационных мероприятий на объектах, а также за природными очагами чумы, ГЛПС, туляремии.
3.2. Проверить соблюдение требований санитарного законодательства организациями, осуществляющими проведение дератизационных работ, обратив особое внимание на наличие в них подготовленного персонала, специального оборудования и аппаратуры; соблюдение условий хранения и использования средств дератизации.
3.3. Не допускать эксплуатации эпидемиологически значимых объектов, заселенность которых грызунами, по данным учета численности, превышает эпидемиологически приемлемый показатель.
3.4.Привлекать для организации и проведения дератизационных мероприятий специализированные учреждения и организации дезинфекционного профиля.
4. Главному врачу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области»:
4.1. Обеспечить организационно-методическую помощь организациям в подготовке и проведении комплексных дератизационных мероприятий.
4.2. Регулярно информировать население о санитарном состоянии объектов и территорий населенных пунктов, мерах по борьбе с грызунами, а также по вопросам профилактики природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекционных заболеваний.
4.3. Потребовать от главных врачей филиалов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» наличие подготовленного персонала, специального оборудования, аппаратуры, транспорта; соблюдение условий хранения и использования средств дератизации.
5. Начальникам территориальных отделов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области, главному врачу ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области", руководителям ЦГСЭН МСЧ УВД Ивановской области, УФСИН России по Ивановской области, ФСБ Российской Федерации по Ивановской области, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в Ивановской области:
5.1. О выполнении настоящего постановления доложить к 15 ноября 2006г.
6. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Ивановской области О.Б.Интякову.
|