25.08.2010

О защите прав потребителей финансовых услуг

 

О защите прав потребителей финансовых услуг

 

На прошедшем 20 августа 2010 года очередном заседании коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках рассмотрения вопроса об участии территориальных органов и подведомственных учреждений Роспотребнадзора в работе по повышению уровня финансовой грамотности населения среди прочего были подведены итоги и проанализированы результаты соответствующей надзорной деятельности в области защиты прав потребителей финансовых услуг за первое полугодие 2010 года.

 

В частности, было констатировано, что в территориальные органы Роспотребнадзора за этот период поступило в 3,6 раза больше соответствующих обращений граждан с жалобами на кредитные организации по сравнению с 2009 годом, в том числе в 2 раза возросло число письменных обращений.

Как следствие - количество внеплановых проверок банков за первое полугодие 2010 года (276) уже превысило аналогичный показатель за весь прошлый год (252), при этом общее число проведенных проверок  (460) составляет 79% к уровню 2009 года.

 

Число проводимых административных расследований на данном сегменте потребительского рынка также заметно выросло  - с 273 в 2009 году до 371 с начала 2010 года или в 1,35 раза. При этом если за весь 2009 год к административной ответственности было привлечено 326 лиц, признанных виновными в нарушении прав потребителей финансовых услуг, то в первом полугодии 2010 года  - уже 299.

 

Большое внимание продолжает уделяться Роспотребнадзором участию в гражданско-правовой защите потребителей финансовых услуг посредством реализации соответствующих полномочий по инициативному обращению в суд либо по вступлению в судебные процессы для дачи заключения по делу.

 

В последнем случае текущий показатель (438 заключений за первое полугодие 2010 года) находится практически на уровне 2009 года, когда было дано 935 таких заключений.

 

Кроме того, накопленная Роспотребнадзором положительная правоприменительная практика - как административная, так и судебная - создает объективные предпосылки для более действенного использования в деле пресечения недобросовестных практик предоставления финансовых услуг возможностей гражданского судопроизводства по защите соответствующих прав неопределенного круга потребителей.

 

В этой связи, если за два предыдущих года в отношении кредитных организаций было предъявлено 9 исков в защиту неопределенного круга потребителей (удовлетворено - 3), то за первое полугодие 2010 года  -  22 таких иска, по двум из которых уже вынесены положительные решения.

 

 
© 2006–2022, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области

Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6

Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86

Электропочта: ivrpn@37.rospotrebnadzor.ru