27.09.2023

Рекомендации потребителям туристских услуг

Защита прав потребителей имеет ряд особенностей. Основным источником правового регулирования данных отношений выступают Закон о защите прав потребителей и Закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации.

        Однако, несмотря на наличие таких положений и постоянное совершенствование действующего законодательства, права туристов часто нарушаются, о чем свидетельствуют обращения граждан в Управление Роспотребнадзор по Ивановской области, а именно: вопросы о правомерности включения определенных  условий, в договор оказания туристских услуг, заключенных с турагентом (туроператором).

 

Важно!

   Из наиболее распространенных условий договора, которые нарушают права потребителя и противоречат законодательству можно выделить следующие:

- включение в договор штрафных санкций за односторонний отказ от договора со стороны потребителя;

-возможность изменения условий тура в одностороннем порядке;

-изменение перечня существенных обстоятельств, в связи с которыми возможно изменение и расторжение договора, таким образом, расширив этот перечень, включив туда введение новых или повышение действующих налогов и сборов, изменение курса национальных валют, изменение стоимости оформления виз;

- неукомплектование экскурсионной группы;

- усложнение претензионного порядка и др.

     Включение  условий, ущемляющих права потребителя в договор является основанием для его расторжения.

     Хотелось бы напомнить потребителям про претензионный порядок предъявления требований к качеству туристического продукта. В этом случае, претензия в письменной форме должна быть предъявлена туристом не позднее двадцати дней с момента окончания действия договора. Туристическая организация обязана рассмотреть ее в течение десяти дней. Здесь важно отметить, что несоблюдение данного порядка может послужить основанием для оставления судом заявления потребителя о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим качеством туристического продукта, без рассмотрения. Одновременно с этим, в случае удовлетворения судом требований потребителя, суд вправе вынести решение о взыскании с туристической организации, нарушившей права потребителя,  штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

         Содержание претензии законодательством не определено, следовательно, имеет произвольную форму. Вместе с тем, принимая во внимание тот факт, что именно от обоснованности претензионных требований зависит решение как туристической организации, так и (если потребитель будет обращаться в суд) судебных органов, к вопросу составления претензии следует подойти весьма ответственно. Прежде всего, следует иметь в виду, что требования должны быть четко сформулированными и лаконичными. Кроме того, аргументированы указанием на обстоятельства, которые были нарушены туристической компанией (непосредственные пункты договора, конкретные нормы законодательства). Любая претензия должна иметь под собой доказательную базу.

 

Вниманию потребителей!

         В случае  если при оказании туристских услуг Ваши права были нарушены, Вы вправе    обратиться в Управление Роспотребнадзора по Ивановской области  по адресу: г. Иваново ул. Рабфаковская д. 6 с целью оказания Вам консультативной, разъяснительной помощи, помощи в составлении досудебных претензий, исковых заявлений.

 

 

Защита прав потребителей

 
 
© 2006–2022, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области

Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6

Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86

Электропочта: ivrpn@37.rospotrebnadzor.ru