28.06.2024

Права потребителей при покупке товара ненадлежащего качества через маркетплейс

 

На маркетплейсах продают свои товары самостоятельные хозяйствующие субъекты. Сами площадки также могут выступать продавцами. За качество товара отвечает изготовитель, но по российскому законодательству свои претензии можно предъявить также продавцу.

Маркетплейс, если он не значится продавцом товара, не должен принимать и рассматривать претензии по качеству. Такое решение принимает продавец самостоятельно, но площадка может выступать посредником при передаче претензий и ответов на них. Обязанности маркетплейса указаны в пунктах 2.1, 2.2, 2.3 статьи 12 Закона «О защите прав потребителей» (далее – Закон).

Маркетплейс обязан при покупке товара раскрыть информацию о том, кто является продавцом с указанием на наименование и отдельные идентифицирующие реквизиты (по ОГРН/ОГРНИП всегда можно найти дополнительную информацию в электронном сервисе ФНС). Эта информация может быть в карточке товара, в сведениях о заказе, в электронном чеке.

Чтобы избежать покупки некачественного товара, рекомендуем в момент формирования заказа ознакомиться с его описанием и характеристиками, с отзывами, видео и фотографиями покупателей, задать вопрос продавцу в карточке товара. Более того, на некоторых маркетплейсах можно посмотреть рейтинг продавца.

Многие маркетплейсы организовали систему доставки таким образом, что перед приобретением товара у потребителя есть возможность осмотреть и проверить его на наличие брака. Если при осмотре были обнаружены дефекты, то у потребителя есть право отказаться от покупки и в случае предоплаты потребовать возврат денежных средств.

Если недостаток был обнаружен после приобретения товара, потребителю рекомендуется ознакомиться с условиями его возврата, прописанными на сайтах маркетплейсов.

При обнаружении недостатка в товаре с претензией к продавцу через маркетплейс можно обратиться в течение гарантийного срока, если они не установлены - в пределах двух лет. Экспертизу можно провести как самостоятельно, так и силами маркетплейса. При подтверждении брака в результате экспертизы маркетплейс возмещает полную стоимость товара и дополнительные расходы на проведение экспертизы в случае, если она проводилась силами потребителя.

Если возникает спор о причинах возникновения недостатка (потребитель сломал вещь или пользовался ей с нарушением правил эксплуатации), то проводится экспертиза за счет продавца. Если потребитель не прав, то с него могут быть взысканы расходы на экспертизу.

Требование о возврате денег рассматривается в течение 10 дней. Передайте товар для проверки качества, если этого требует продавец. Сроки устранения недостатков должны быть минимальные, они согласовываются сторонами и не могут превышать 45 дней. Замена товара должна произойти за 7 дней, а если нужна проверка качества, то закон позволяет это делать в течение 20 дней (статьи 20-22 Закона). За нарушение сроков удовлетворения требований потребителя установлена неустойка – 1% в день от стоимости товара (статья 23 Закона).

 

 

 
© 2006–2022, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области

Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6

Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86

Электропочта: ivrpn@37.rospotrebnadzor.ru