05.08.2024

Рекомендации потребителям туристских услуг

Защита прав потребителей туристских услуг имеет ряд особенностей. Основным источником правового регулирования данных отношений выступают Закон о защите прав потребителей и Закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации.

Однако, несмотря на наличие таких положений и постоянное совершенствование действующего законодательства, права туристов часто нарушаются, о чем свидетельствуют обращения граждан в Управление Роспотребнадзора  по Ивановской области. Потребителей, в частности, интересуют вопросы о правомерности включения определенных  условий в договор оказания туристских услуг, заключенных с турагентом (туроператором).

Из наиболее распространенных условий договора, которые нарушают права потребителей и противоречат законодательству, можно выделить следующие:

- включение в договор штрафных санкций за односторонний отказ от договора со стороны потребителя;

- возможность изменения условий тура в одностороннем порядке;

- изменение перечня существенных обстоятельств, в связи с которыми возможно изменение и расторжение договора, таким образом, расширив этот перечень, включив туда введение новых или повышение действующих налогов и сборов, изменение курса национальных валют, изменение стоимости оформления виз;

- неукомплектование экскурсионной группы;

- усложнение претензионного порядка и другие.

Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, является основанием для его расторжения.

Хотелось бы напомнить потребителям про претензионный порядок предъявления требований к качеству туристического продукта. В этом случае претензия в письменной форме должна быть предъявлена туристом не позднее двадцати дней с момента окончания действия договора. Туристическая организация обязана рассмотреть ее в течение десяти дней. Несоблюдение данного порядка может послужить основанием для оставления судом заявления потребителя о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим качеством туристического продукта, без рассмотрения. Одновременно с этим, в случае удовлетворения судом требований потребителя, суд вправе вынести решение о взыскании с туристической организации, нарушившей права потребителя,  штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

Содержание претензии законодательством не определено, следовательно, имеет произвольную форму. Вместе с тем, принимая во внимание тот факт, что именно от обоснованности претензионных требований зависит решение как туристической организации, так и (если потребитель будет обращаться в суд) судебных органов, к вопросу составления претензии следует подойти весьма ответственно. Прежде всего, следует иметь в виду, что требования должны быть четко сформулированы и лаконичны. Кроме того, аргументированы указанием на обстоятельства, которые были нарушены туристической компанией (непосредственные пункты договора, конкретные нормы законодательства). Любая претензия должна иметь под собой доказательную базу.

Вниманию потребителей!

В случае  если при оказании туристских услуг ваши права были нарушены, вы вправе обратиться в Управление Роспотребнадзора по Ивановской области  по адресу: г. Иваново ул. Рабфаковская д. 6 с целью оказания вам консультативной и разъяснительной помощи, помощи в составлении досудебных претензий и исковых заявлений.

 

 

 
© 2006–2022, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области

Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6

Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86

Электропочта: ivrpn@37.rospotrebnadzor.ru