Управление Роспотребнадзора по Ивановской области разъясняет, если вы обнаружили брак или иной недостаток в купленном товаре, то согласно статье 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закона) вы можете по своему выбору предъявить продавцу одно из требований:
- заменить купленный товар на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);
- заменить товар на такой же только другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- соразмерно уменьшить покупную цену. Это требование имеет смысл предъявлять, если обнаруженные недостатки не особо влияют на использование товара (например, царапины);
- незамедлительно безвозмездно устранить недостатки товара (другими словами, отремонтировать товар) или возместить расходы на их исправление потребителем или третьим лицом;
- вернуть уплаченную за товар сумму.
Кроме того, вы вправе дополнительно требовать полного возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Как правильно предъявить требование
Настоятельно рекомендуем предъявлять требование в письменной форме. Это необходимо для того, чтобы зафиксировать факт своего обращения. Любые заявления и претензии подаются в двух экземплярах. Один экземпляр передаётся адресату, а на втором сотрудник, принявший документ, должен расписаться, поставить дату приёма документа, штамп или печать магазина (при наличии), а также указать свою должность, фамилию и инициалы. Если же никто не хочет принимать и подписывать претензию, отправьте её по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В этом случае доказательством отправки будет почтовая квитанция, а доказательством получения – уведомление.
Особенности предъявления требований в отношении технически сложных товаров
В отношении технически сложных товаров закон устанавливает свои особенности предъявления и удовлетворения требований потребителей при обнаружении в таких товарах недостатков. Эти особенности закреплены в пункте 1 статьи 18 Закона. Так, в указанном пункте определен срок для предъявления требований о возврате уплаченной суммы и о замене товара – в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара и обозначены конкретные случаи, при которых указанные требования подлежат удовлетворению по истечении 15-дневного срока:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение сроков ремонта товара, установленных статьей 20 Закона;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Сроки для предъявления соответствующих требований
Требования в отношении недостатков товаров предъявляются потребителем согласно статье 19 Закона:
- в течение гарантийного срока;
- в течение срока годности товара (на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары);
- в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю (если гарантийный срок или срок годности не установлен);
- в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю (если гарантийный срок истёк, а потребитель способен доказать, что недостатки возникли до момента покупки товара);
- в течение срока службы товара или в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю (если срок службы не установлен). Данный срок может быть применён при одновременном наличии следующих условий:
- выявлены существенные недостатки товара;
- требование предъявляется не продавцу, а изготовителю (уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортёру);
- потребитель предъявляет требование только о ремонте товара;
- недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю.
Порядок проведения проверки качества товара и экспертизы
Для того чтобы удовлетворить ваши требования, продавцу необходимо установить, по какой причине (по вине изготовителя (продавца) или по вашей вине) в товаре возник недостаток.
Поскольку качество товара не всегда можно определить на глаз, на первоначальном этапе назначается проверка качества товара, а затем уже, если вы будете не согласны с результатами проведенной проверки качества, проводится экспертиза. Об этом говорит пункт 5 статьи 18 Закона.
Обратите внимание, что потребитель имеет право принимать участие как в проверке качества, так и в проведении экспертизы. Однако недобросовестные продавцы не информируют потребителя об этом праве, а потом утверждают, что потребитель не заявил о своем намерении принять участие в проверке или в экспертизе. Поэтому, как только продавец предупредит вас о необходимости провести проверку качества (экспертизу), сразу же сообщите письменно о том, что хотите присутствовать при этом.
Если экспертиза установит, что недостаток возник в силу причин, за которые продавец не отвечает, последний вправе потребовать от потребителя оплаты работы экспертов, а также услуг по транспортировке и хранению товара, связанных с экспертизой.
В случае если продавец откажется добровольно удовлетворить заявленные вами требования либо оставит вашу письменную претензию без ответа, то вы вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6
Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86