30.11.2010

О конструктивном диалоге между Роспотребнадзором и участниками рынка банковских услуг

О  конструктивном  диалоге  между  Роспотребнадзором  и  участниками  рынка банковских  услуг.

 

 

Согласно информации пресс-центра Федеральной службы  Роспотребнадзора, с  момента своего создания  Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  всегда демонстрировала свою готовность к конструктивному диалогу с бизнес-сообществом, объективно полагая, что апробированные временем методы государственного контроля и надзора не исчерпывают иных возможностей достижения взаимоприемлемых решений и баланса интересов.

 

Так только за последний месяц  Роспотребнадзор принял участие в 3 важных мероприятиях, организованных Ассоциацией российских банков, Ассоциацией региональных банков России, и Центральным банком РФ, посвященных наиболее актуальным вопросам в сфере финансовых услуг и расчетов. В ходе мероприятия состоялась острая дискуссия на тему отдельных аспектов обеспечения  прав потребителей при исполнении обязательств по кредитному договору.

 

В частности Ассоциация российских банков все еще настроена на минимизацию затрат банков на юридическое обеспечение своей деятельности  посредством  привлечения  «коллекторов» и нарушения прав потребителей на разрешение гражданских споров  по месту своего проживания (альтернативная подсудность).

 

 И это несмотря на то обстоятельство, что правовая позиция  Роспотребнадзора в этой связи (о незаконности включения в потребительские договора условий, отличных от правил «альтернативная подсудность» и об отсутствии правовых оснований «продажи долгов» потребителей «коллекторам»), последовательно отстаиваемая  в судебных органах, только за последний год привела к разрешению многих споров в пользу потребителей, а в сфере административных правонарушений – к признанию действий территориальных органов правомерными и адекватными выявляемым на рынке финансовых услуг правонарушениям.

 

На  8 Международном банковском форуме, применительно к сфере потребительского кредитования обсуждались перспективы введения института омбудсмена, как дополнительного средства  внесудебного разрешения споров  между кредиторами и заемщиками. Роспотребнадзор заинтересован в объективной интеграции  этого института в гражданский оборот  России, без  лоббирования сугубо  банковских  интересов.

 

В  итоге было достигнуто  решение о необходимости  продолжения диалога  между Роспотребнадзором  и  банковскими  ассоциациями.

 

В свете закрепленных за Роспотребнадзором  функций, Управление Роспотребнадзора проводит всестороннюю работу в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.

 

С января по октябрь  2010 г.   в Управление  поступило  11  письменных обращений  с  жалобами  на  нарушение  прав потребителей  при  заключении кредитных договоров:  к  ЗАО «Райффайзенбанк» -2 заявления, к    КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) - 2 заявления, АКБ «Совкомбанк» - 1 заявление, АКБ  Сберегательный банк РФ Ивановское отделение - 3 заявления, НБ «Траст» (ОАО) – 1 заявление,  ОАО «Банк Уралсиб» - 1 заявление,  АКБ «Пробизнесбанк» (ОАО) – 1 заявление.

 

В ходе рассмотрения обращений вынесены  определения  о возбуждении дел об административных  правонарушениях  и проведении  административных расследований  в отношении   КБ «Ренессанс Капитал» (ООО)- 2 дела, АКБ «Совкомбанк»- 1 дело,    АКБ  Сберегательный банк РФ Ивановское отделение -2 дела, ОАО «Банк Уралсиб» -1 дело.

 

В соответствии   с  ч.3 ст.  40   Закона РФ «О защите прав потребителей»  от 07.02.1992г. № 2300-1 в 7 случаях Управление Роспотребнадзора по Ивановской области привлекалось для дачи  заключений  по делам  в целях защиты  прав потребителей по кредитным договорам  в суды.

 

По результатам  плановых проверок и административных расследований в отношении банков возбуждены дела об административных правонарушениях по ст. 14.8 ч.2 КоАП  по включению в кредитный договор условий ущемляющих права потребителей. Вынесено  5 постановлений об административном наказании в виде штрафа на общую сумму 65 тыс. руб.

 

 

 
© 2006–2022, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области

Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6

Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86

Электропочта: ivrpn@37.rospotrebnadzor.ru