10.02.2011

Результаты надзора за учебно-воспитательным процессом обучения в школах Ивановской области

 

Результаты надзора за учебно-воспитательным  процессом обучения в школах Ивановской области

 

 

На протяжении многих лет школы  работают по учебным программам,  которые не имеют санитарно-эпидемиологического заключения и  разработанных к ним  гигиенических регламентов.  

 

Учебные программы,  используемые для образовательного процесса в школах,  разрабатываются на основе федерального базисного учебного плана 2004г. -  документа,  утвержденного Министерством образования  России, который устанавливает перечень предметов и распределение часов на учебный  год. При этом базисный план с Минздравом России (сейчас Министерство образования и науки Российской Федерации) не согласован. 

 

Каждое образовательные учреждение, выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, вправе формировать собственный учебный план. Такой подход оставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а обучающимся – выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

 

Учебный план, как правило, составляется на основе анализа социально- культурных потребностей микрорайона школы и возможностей школы.

Школы при составлении расписания пользуются компьютерной программой, позволяющей составлять расписание уроков с учетом всех гигиенических требований, которая была разработана институтом общего образования при участии ранее Центра госсанэпиднадзора в г. Москве. Она позволяет определить максимально допустимую учебную нагрузку для каждой параллели, устанавливает продолжительность учебной недели и количество уроков по дням. Кроме того, программа осуществляет запрет и разрешение сдвоенных уроков и сочетание предметов, дает возможность составить расписание для школ, которые работают в две смены.

 

Сами гигиенические требования к учебному режиму регламентируются СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», в которых есть раздел состоящий из 20 пунктов посвященный этому. При этом ни один из пунктов данного раздела не подразумевает дополнительного финансирования.

 

Специалистами Управления Роспотребнадзора по Ивановской области при рассмотрении ежегодно предоставляемых образовательными учреждениями учебных расписаний для оценки и последующей аккредитации, а также в ходе осуществления надзорных мероприятий выявляются ряд замечаний: нерациональное распределение учебной нагрузки в течение недели (высокий уровень учебной нагрузки в начале и конце недели), сдвоенные уроки по основным предметам,  отсутствие перерыва между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий, планирование факультативных занятий в дни с большим количеством обязательных уроков, превышение максимально допустимой нагрузки, сокращение длительности перемен. 

 

В последнее время образовательные учреждения при организации учебно-воспитательного процесса, несмотря на интенсивное образование, более тщательно подходят к соблюдению гигиенических требований и при составлении расписаний.

 

Опираясь на санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для школ п.2.9.1, решением Коллегии Департамента образования Ивановской области от 21 января 2009 года был рассмотрен вопрос о переходе начальных классов на 22-х часовую пятидневную учебную неделю с 2009-2010 учебного года. В настоящее время школы перешили на 5-ти дневную продолжительность учебной недели для начальных классов и ряд школ даже для старшего и среднего звена.

 

Большое внимание стали уделять физическому воспитанию. В ряде школ, в целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и спорта,  в региональный компонент учебного плана введен дополнительный третий час физической культуры.

 

При составлении расписания звонков соблюдается продолжительность перемен между уроками не менее 10 минут для отдыха и восстановления работоспособности. Для осуществления приема горячей пищи организуются две перемены после 2-го и 3-го  уроков по 20 минут каждая или большая перемена по 30 минут после 2-го или 3-го уроков, т.к. организации питания в образовательных учреждениях уделяется особое внимание, как  одной из трудных задач, как для учителей, так и для администрации. В школьной столовой питаются далеко не все учащиеся, многие пользуются буфетом. Классные руководители стараются организовывать работу по профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта: следят, чтобы дети съедали завтраки и обеды, разъясняют на родительских собраниях важность питания детей после третьего урока для профилактики гастритов. Увеличился процент охвата горячим питанием среди школьников (на 31,6 %) и в частности учащихся старшего звена (на 35,5 %) по сравнению с 2006 г.

 

Для учащихся 1 классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы, организуют в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 10 минут.

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий, оценивающихся по ранговой шкале Сивкова соответственно степени трудности предмета, входят в объем максимально допустимой нагрузки.

Уменьшилось количество сдвоенных уроков по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах. В школах, где нет возможности распределить их в течение недели, организовано их проведение за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительность не менее 30 минут.

 

Особого внимания заслуживают школьники, обучающиеся в спецшколах, лицеях, гимназиях, где нагрузка на подростка возрастает за счет увеличения количества занятий по специальным предметам, за счет факультативного обучения, кружков. Велик и объем домашних заданий, что зачастую не соответствует возможностям учащихся. Это, безусловно, в ущерб нормальному отдыху, занятиям спортом, прогулкам на свежем воздухе. Согласно требованиям санитарных правил п. 2.9.19. СанПиН 2.4.2.1178-02 домашние задания для школьников не должны превышать в 1-м классе (со второго полугодия) – 1 час, во 2-ом – 1,5 часа, в 3-4-м – 2 часа, в 5-6-м - 2,5 часа, в 7-8 – м - 3 часа, в 9-11-м – 4 часа. В этих школах особенно важна четкая регламентация всех гигиенических составляющих режима для ребенка, чтобы снизить негативный эффект интенсивного образования.

 

Но и родителям мы советуем самостоятельно определять время, затраченное детьми на домашние задания, и, если оно велико, представлять эти данные директору школы для принятия мер.

 

Ну а для того, чтобы ваш ребенок не просиживал все свободное время за компьютером, рекомендуем родителям записать его в спортивную секцию и организовывать игры на свежем воздухе. Это не только увеличит защитные силы его организм, но и поможет в будущем адаптироваться к большим учебным  нагрузкам.

 

 

 

 

 

 

 
© 2006–2022, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области

Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6

Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86

Электропочта: ivrpn@37.rospotrebnadzor.ru