18.05.2012

Об информации, которую вправе требовать потребитель

 

Какую информацию о товаре, услуге, продавце, исполнителе  вправе требовать потребитель, как она должна доводиться и ответственность  продавца (исполнителя, изготовителя)

 

 

Потребитель вправе требовать информацию у продавца, исполнителя, изготовителя:

 

-  сведения об изготовителе (исполнителе, продавце);

-  сведения о режиме работы изготовителя (исполнителя, продавца);

-  сведения о реализуемых товаров (работы, услуги).

 

Информация  должна быть предоставлена в необходимом объеме и быть достоверной. Помимо этого информация должна быть доведена до потребителя в наглядной и доступной форме при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) на русском языке.

Несоблюдение правил о предоставлении информации в необходимом объеме на русском языке, даже если она имеется на иностранном языке, следует воспринимать как непредставление такой информации, так как у потребителя отсутствуют специальные познания в области иностранных языков и знаний о свойствах и характеристиках товара.

 

Какой должна быть информация об изготовителе (исполнителе, продавце)?

 

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан предоставить потребителю:

-  фирменное наименование своей организации;

-  место ее нахождения (адрес);

-  режим работы;

-  информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа, если изготовитель (исполнитель, продавец)-  индивидуальный предприниматель;

-  номер лицензии, срок ее действия и информацию об органах, выдавшем лицензию, если вид деятельности, которую осуществляет изготовитель, подлежит лицензированию;

-  номер свидетельства о государственной аккредитации, срок действия свидетельства и информацию об органе, выдавшем лицензию, если исполнитель имеет государственную аккредитацию.

 

Вышеуказанная информация, должна быть доведена до сведения потребителей при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей.

 

 Что должно быть включено в информацию о товарах (работах, услугах)?

 

В информации о товаре, работе и услугах должны быть четко указаны:

 

-  наименование технического регламента или другое подтверждающее соответствие товара обозначение, установленное законодательством РФ о техническом регулировании.

-  сведения об основных потребительских свойствах товаров, работ, услуг.

Что касается продуктов питания, то должны быть указаны следующие сведения:

• о составе продуктов;

• о наименовании использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок;

• об информации о наличии в продуктах питания компонентов, которые получены с применением генно-инженерно-модифицированных организмов;

• о пищевой ценности;

• о назначении продуктов: об условиях применения и хранения продуктов питания;

• о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме);

• о дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания;

• о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях.

-  цена в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

-   гарантийный срок, если он установлен;

-  правила и условия эффективного и безопасного использования товаров, работ, услуг;

-  срок службы или срок годности товаров (работ);

-   о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

-  юридический и фактический адрес, фирменное наименование изготовителя, исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

-  информация об обязательном подтверждении соответствия товаров, работ, услуг;

-  информация о правилах продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

-  должно быть указано конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

-   указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

 

Все вышеуказанные сведения, содержащиеся в информации о товаре, доводятся до сведения потребителей в технической документации, которая прилагается к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

 

 Обязательно ли сообщать потребителю о том, что в товаре устранялся недостаток?

 

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей», если потребителем приобретен товар, который был в употреблении или в котором был устранен недостаток (недостатки), то потребителю об этом должна быть предоставлена информация.

 

 Где должна быть размещена информация о товаре?

 

Вся информация о товаре должна быть доведена до сведения потребителей в технической документации, которая прилагается к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Что касается информации об обязательном подтверждении соответствия товаров, то она представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании. При продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия.

 

 Какие права имеет потребитель в случае предоставления ненадлежащей информации о товаре (работе, услуге)?

 

Прежде всего, необходимо отметить, что ответственность за предоставление ненадлежащей информации несет изготовитель (исполнитель, продавец).

 

Если потребителю, не была представлена возможность быстро получить информацию о товаре (работе, услуге) при заключении договора, то он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, которые были причинены необоснованным уклонением от заключения договора. Если же договор был заключен, то потребитель имеет право в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения убытков, но при этом, потребитель обязан возвратить товар продавцу (исполнителю).

 

В том случае, если недостатки товара возникли после передачи продавцом товара покупателю из-за того, что продавец не представил покупателю полную и достоверную информацию о нем, то продавец обязан выполнить одно из следующих требований покупателя:

-  безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление потребителем или третьим лицом;

-  соразмерно уменьшить покупную цену;

-  заменить на товар аналогичной марки (модели, артикула);

-  заменить на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

-  отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

-  полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества;

-  что касается технически сложных и дорогостоящих товаров, заменить на товары аналогичной марки (модели, артикула), а также заменить на такие же товары другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, но только в том случае, если будут обнаружены существенные недостатки товаров.

 

В случае выявления недостатков выполненной работы (оказанной услуги), возникших вследствие отсутствия полной и достоверной информации о работе и услугах у потребителя, то он вправе по своему выбору потребовать:

-  безвозмездно устранить недостатки выполненной работы (оказанной услуги);

-  уменьшить цену выполненной работы (оказанной услуги);

-  безвозмездно изготовить другую вещь из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы.

-  возместить понесенные расходы по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

-  отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем;

-  расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора;

-  полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги).

 

Так как у потребителя отсутствуют специальные познания о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги), то изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести эту информацию до них.

 
© 2006–2022, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области

Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6

Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86

Электропочта: ivrpn@37.rospotrebnadzor.ru