12.10.2012

О надзоре за выполнением требований Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

 

 О надзоре за выполнением требований Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

 

Одной из важных социально значимых функций государства является защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время отношения с участием потребителей в сфере ЖКХ регулируются целым рядом нормативно-правовых документов - Законом  о Защите прав потребителей.

 

В соответствии со ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей исполнитель обязан оказывать услуги потребителю пригодные для целей, ради которых услуга подобного рода оказывается. При этом услуга по качеству должна соответствовать требованиям нормативов, стандартов, санитарных норм и правил.

 

В соответствии со ст.29 Закона РФ о ЗПП при предоставлении жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездное устранение недостатков выполненной работы (оказанной работы);

- соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы.

 

При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

-возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

 

Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

 

Помимо этого, вопросы предоставления услуг ЖКХ также регулируются ГК РФ; ЖК РФ; Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменений размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

 

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, применительно к сфере ЖКХ, могут возникать:

- из договоров найма жилого помещения;

- из договоров подряда;

- из договора энергоснабжения, являющегося разновидностью договора купли-продажи.

 

В настоящее время все граждане и наниматели жилых помещений по договору социального найма, и собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, являются потребителями жилищно-коммунальных услуг.

Исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также ИП, предоставляющий коммунальные услуги.

 

Исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив и иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

 

В основе отношения между потребителем и исполнителем жилищно-коммунальных услуг должен лежать договор, что следует из ст.420 ГК РФ и правил предоставления коммунальных услуг.

 

С учетом соответствующих положений п.1 ст.161, п.2 ст.420, ст.674 ГК РФ договор найма (в государственном и муниципальном жилищном фонде - и муниципальном жилищном фонде - социального найма), а для собственников соответствующего жилого помещения в многоквартирном доме - договор обслуживания должен заключаться в простой письменной форме. В договоре отражается холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

 

Оценивая условия договора, следует руководствоваться статьей 422 ГК РФ, а также статьей 16 Закона «О защите прав потребителей», которой установлено, что условия договора, ущемляющие прав потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменения его условий не допускается за исключением случаев, предусмотренных Законом. В этой связи при выявлении подобных условий, наступает ответственность, предусмотренная ч. 2 ст.14.8 КоАП РФ.

 

В большинстве случаев отношение потребителей услуг ЖКХ с соответствующими исполнителями не оформлены надлежащим образом. Это не должно служить основанием для признания отсутствия между ними договора как такового, поскольку между названными сторонами в любом случае существуют договорные отношения - путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

 

Организация контроля и надзора в сфере защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг со стороны территориальных органов Роспотребнадзора должна предусматривать систему мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений потребительского законодательства.

 

Основанием для применения таких мер будут служить:

- жалобы, обращения, заявления граждан- потребителей жилищно-коммунальных услуг;

- соответствующие обращения органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций потребителей, средств массовой информации.

                                

 

 

 

 

 
© 2006–2022, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области

Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6

Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86

Электропочта: ivrpn@37.rospotrebnadzor.ru