24.04.2013

Об обращении с отходами производства и потребления в Ивановской области.

 

Об обращении с отходами производства и потребления в Ивановской области.

 

Ежегодно на территории Ивановской области образуется более 400 тыс. т отходов, из них более 180 тыс. т составляют ТБО; отходы первого класса опасности - около 60 т; второго класса опасности - 40 т. Величина удельного объема образования отходов на душу населения в Ивановской области составляет 0,55 т на человека в год.

 

Основным способом утилизации ТБО является захоронение. Инфраструктура по вторичной переработке отходов не развита. Отходы напрямую направляются на свалки и полигоны для захоронения без обработки и сортировки. В большинстве муниципальных образований области существующие полигоны ТБО исчерпали свой ресурс или оставшийся срок их действия не превышает 1 - 3 лет. А многие из них не отвечают современным санитарным требованиям. Существует 47 санкционированных свалок. Все объекты относятся к 3-ей группе санитарно-эпидемиологического благополучия по причине нарушения обязательных требований при захоронении и учете отходов. Практически повсеместно на свалки вывозятся отходы промышленных предприятий 3 - 5 классов опасности. Степень заполнения близка к 100% на 6 свалках (г. Вичуга, г. Кохма, г. Приволжск, г. Тейково, п. Лух, п. Старая Вичуга), на 36 объектах не выдерживается санитарно-защитная зона, не осуществляется  мойка спецавтотранспорта, санитарно-бытовые помещения не отвечают требованиям санитарных норм и правил, отсутствуют ограждения и освещение рабочих карт полигонов ТБО.

 

Ряд свалок ТБО закрыты уже в течение нескольких лет, однако продолжают действовать ввиду отсутствия альтернативных, безопасных с точки зрения охраны окружающей среды площадок.

 

В Ивановской области до конца не решен вопрос обращения с ртутьсодержащими отходами из-за отсутствия централизованной сети сбора и переработки ртутьсодержащих отходов, недостаточной информированности граждан отработанные компактные люминесцентные (ртутьсодержащие) лампы выбрасываются вместе с обычными твердыми бытовыми отходами с последующим размещением на полигонах (свалках) ТБО. Учитывая вышеизложенное, в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области предложено Губернатору инициировать разработку региональной целевой программы по утилизации ртутных ламп (в том числе компактных). В настоящее время сбором и транспортировкой отходов (ртутных ламп, изделий, потерявших потребительские свойства, содержащих ртуть) занимаются 3 организации – ООО «Чистый город», ОАО «Чистый город» и ЗАО «Агато». Вышеуказанные организации вывозят ртутьсодержащие отходы по договорам в г. Ярославль – ООО «Дельта»; г. Владимир – ООО «Инженеринг»; в г. Нижний Новгород – «Экосервис». В среднем за год вывозится до 40,0 тонн люминесцентных ламп.

 

Сложившаяся в Ивановской области ситуация в области обращения с отходами ведет к увеличению их объемов, размеров занимаемой ими территории, постоянному росту числа несанкционированных свалок, на которые и попадает значительное количество отходов. На ликвидацию одной такой свалки уходит около 500 млн. рублей.

 

Важнейшим направлением решения проблем, связанных с обращением ТБО, является строительство отходоперерабатывающих комплексов с целью вовлечения отходов в качестве вторичных ресурсов в материальное производство путем развития системы переработки ТБО.

 

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Постановлением Правительства Ивановской области от 27.01.2012 г. № 16-п утверждена долгосрочная инвестиционная программа Ивановской области на 2012-2020 годы «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами», в перечень основных мероприятий которой включено:

1. Формирование региональной системы размещения твердых бытовых и промышленных отходов.

2. Создание комплексной системы селективного сбора и обработки ТБО, использующей технологию сортировки с выделением ценных утильных фракций и глубокого прессования несортируемого остатка, включающей в себя:

- модернизацию контейнерных площадок в целях организации раздельного двухкомпонентного сбора ТБО и крупногабаритного мусора (далее - КГМ);

- обустройство полигонов ТБО в соответствии с требованиями экологической безопасности;

- проектирование и строительство мусороперегрузочных станций и площадок, мусоросортировочного завода;

- оснащение необходимой спецавтотранспортной и иной техникой, задействованной в процессе сбора, вывоза и транспортировки отходов.

3. Создание системы сбора, вывоза, утилизации и сортировки опасных отходов:

- строительство завода по демеркуризации ртутьсодержащих отходов, в том числе компактных энергосберегающих ламп, производительностью более 1 млн. ламп в год;

- создание системы сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у населения Ивановской области;

- утилизация брошенных промышленных отходов.

4. Ликвидация и рекультивацию санкционированных и несанкционированных свалок ТБО.

5. Создание комплексной системы по переработке отходов, включающей в себя строительство мусороперерабатывающих заводов, производящих вторичные ресурсы, в том числе таких, как тепло- и  электроэнергия, для последующей их реализации на рынке.

6. Совершенствование нормативных правовых актов в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами.

7. Проведение мероприятий по информированию общественности о проблемах в  сфере обращения с отходами и путях их решения.

8. Оказание содействия инвесторам в подготовке инвестиционных проектов, направленных на организацию сбора и переработки ТБО и промышленных отходов.

 

Объем финансирования программы составил более 3-х млрд. рублей.

В области применяется централизованная система вывоза твердых бытовых отходов (ТБО), бестарная система сбора и вывоза, осуществляемая специализированными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства по договорам с организациями. В неканализованных частях населенных пунктов области санитарная очистка проводится по заявочной системе автотранспортом специализированных организаций.

 

В лечебно – профилактических учреждениях Ивановской области образуются медицинские отходы всех  классов опасности «А», «Б», «В», «Г», «Д». Патологоанатомические и органические операционные отходы собираются в одноразовые негерметичные целлофановые пакеты и на специальной тележке отвозятся на хранение в холодильной камере в патологоанатомическое отделение и по мере накопления помещаются в деревянный ящик (не более 100кг), который по договору с ИП Касинцевым А.М. вывозится и утилизируется на установке по термической утилизации медицинских отходов. Пластмассовые части использованных шприцев после дезинфекции помещаются в одноразовые пластмассовые емкости, которые по договору транспортируются ПБОЮЛ Баденовым Д.Н. в ЗАО НИЦ «Систех» г.Москва для переработки. Отходы из микробиологических лабораторий, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности после автоклавирования или обеззараживания в 5 % растворе хлорамина, сбрасываются в канализацию в соответствии с СП 1.2.036-95. Утилизация отходов класса «Д» (радиоактивные отходы ЛПУ): для лечения онкобольных в онкодиспансере используются аппараты, содержащие в свинцовых головках радиоактивные вещества. Замена радиоактивных источников производится специалистами фирмы «Изотоп» согласно договору по графику. Отработанные радиоактивные источники в онкодиспансере после замены, минуя этап хранения, вывозятся в спец.контейнерах на фирму «Изотоп». В радионуклидной лаборатории для лечения используются жидкие изотопы. При проведении инъекций больным образуются загрязненные радионуклидами шприцы и тампоны, которые собираются в промежуточные свинцовые контейнеры, где выдерживаются до полного распада радионуклидов (20 дней), после чего проводится дозиметрический контроль. Обеззараженные шприцы временно хранятся в закрытой емкости в отдельном помещении  затем вывозятся на утилизацию в ОАО «Систех».

 

Производственный контроль за утилизацией медицинских отходов в ЛПУ осуществляется сотрудниками прошедшими соответствующую подготовку.

В 2012 году Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области выдано 20 санитарно-эпидемиологических заключений (2011 г. – 17; 2010 г. – 124) о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.

 

По состоянию на 01.01.2013 год в Ивановской области остается на хранении около 48,5 тонн непригодных и запрещенных пестицидов и агрохимикатов. При проведении работ с применением агрохимикатов в сельскохозяйственных предприятиях используют средства индивидуальной защиты. Условия труда удовлетворительные. Отравления пестицидами среди работающих не регистрировались.

 

Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области» проводится мониторинг состояния почв. Доля проб почвы, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, снизилась с 4,1% в 2010 году до 3,1% в 2012 году (в селитебной зоне – с 6,5% в 2010 году до 3,4% в 2012 году). Доля проб почвы, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, снизилась с 19,7% в 2010 году до 18,3% в 2012 году, при этом в селитебной зоне увеличилась – с 16,2% в 2010 году до 18,9% в 2012 году. Доля проб почвы, не соответствующих гигиеническим нормативам по паразитологическим показателям, в 2011 году составила 1,9% (в селитебной зоне – 2,7%), при этом в 2010 и 2012 годах доля неудовлетворительных проб составила менее 0,5%.

 

В 2012 году за нарушения санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления Управлением принимались меры административного реагирования: составлено 64 протокола, сумма штрафных санкций составила 407 тыс. рублей.

 

 
© 2006–2022, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области

Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6

Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86

Электропочта: ivrpn@37.rospotrebnadzor.ru