03.10.2014

Права потребителей транспортных услуг

 

Отношения между потребителем и исполнителем, оказывающим транспортные услуги, регулируются главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, и Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Договор перевозки, в соответствии с которым оказывается какая-либо транспортная услуга, является разновидностью договора на оказание услуг, и, следовательно, к нему применяются положения глав 1 и 3 Закона о "Защите прав потребителей".

   В соответствии со ст. 4 Закона о "Защите прав потребителей", перевозчик обязан, оказать услугу качественную, чтобы не нарушать права потребителя транспортных услуг. Качество транспортной услуги должно соответствовать договору, а если в договоре перевозки нет пункта «о качестве», то перевозчик обязан оказать услугу, соответствующую требованиям, обычно предъявляемым к услугам такого рода.

      Обычно условием «качества перевозки», при подписании договора, является указанный класс обслуживания, в соответствии с которым пассажиру предоставляется посадочное место, питание, дополнительные услуги. Например, в авиаперевозках предлагается три класса обслуживания: первый, бизнес и эконом-класс. В железнодорожных перевозках пассажирам предоставляется возможность проезда в купе, плацкарте или общем вагоне. Исходя из изложенного, перевозчиком будут нарушены условия договора перевозки «о качестве» в случае, если он, предоставит пассажиру места более низкого класса или не предоставит услугу, предусмотренную классом обслуживания по договору.

       Пассажир, которому оказана некачественная услуга, вправе предъявить перевозчику требования, установленные ст. 29 Закона «О защите прав потребителей». Требования перевозчику предъявляются в форме письменной претензии. Особенности и сроки предъявления претензий к перевозчикам устанавливаются также транспортными уставами и кодексами. Например: глава 8 Устава железнодорожного транспорта РФ; ст. 124-127 Воздушного кодекса РФ; глава 7 Устава автомобильного транспорта РФ. 

     Помимо права на приобретение качественной услуги, у потребителя также есть право:

- на безопасность оказываемой услуги (ст. 7 Закона ЗПП);

- на имущественную ответственность исполнителей за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителей (ст.14 Закона ЗПП);

- на информацию (ст. 8-10 Закона о ЗПП), в дополнение к общей информации, транспортные уставы и кодексы обязывают перевозчиков предоставлять пассажирам информацию о расписании движения транспорта, стоимости билетов, стоимости провоза багажа и иные сведения, в том числе о действующих льготах для отдельных категорий граждан. За не предоставление надлежащей информации потребителю перевозчик несет ответственность в соответствии со ст. 12 Закона ЗПП.

       Перевозчик несет ответственность и за нарушение сроков услуги перевозки (ст. 27-28 Закона ЗПП и нормы транспортных Уставов и Кодексов).

         Также перевозчик несет ответственность за утрату груза или багажа (ст.796 ГК РФ, ст. 107 Устава железнодорожного транспорта, ст.119 Воздушного кодекса РФ, п.7 ст.34 Устава автомобильного транспорта).

    По спорам, связанным с договорами перевозки обязательным является соблюдение претензионного порядка обращения, т.е. до подачи иска в суд в обязательном порядке следует предъявить перевозчику письменную претензию (ст. 797 ГК РФ).

 

 

 

 
© 2006–2022, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области

Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6

Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86

Электропочта: ivrpn@37.rospotrebnadzor.ru