01.07.2019
Памятка потребителю: при ремонте техники
В отношении гарантийного ремонта п.1 ст.20 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает: «Если срок устранения не¬достатков не определен в письменной форме соглашением сторон, то эти недо¬статки должны быть устранены неза¬медлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемо¬го способа». А максимальный срок ремонта, установленный договором, не может пре¬вышать 45 дней. Если же продавец не успел отремонтировать товар за это время, то соглашением сторон может быть опре¬делен новый срок. Но при этом отсутствие запчастей, необходимого оборудования и другие отговорки не освобождают сервис-центр от ответственности и не являются основанием для нового срока. Что касается платного ремонта, то его срок должен быть оговорен в договоре, однако Закон не устанавливает максимальный пе¬риод починки.
Если мастерская не успевает отремонти¬ровать технику вовремя, потребитель вправе требовать выплаты неустойки (пени) за просрочку. Если речь идет о га¬рантийном ремонте, то неустойка состав¬ляет 1% от цены товара за каждый день просрочки (ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если же потребитель осуществляет ремонт за собственные день¬ги, пеня будет выше - 3%, но не более об¬щей стоимости ремонта. В данном слу¬чае действует п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей». Кстати, обратите вни¬мание: при гарантийном ремонте размер неустойки 1% ничем не ограничен. Расчет неустойки производится до дня за¬вершения работ, а при длительной задерж¬ке в ее выплате - до дня фактического удовлетворения требования потребителя. Фактическое начало ремонта должно быть обозначено в договоре, чтобы обе сторо¬ны знали, от какой даты отсчитывать дни.
Если ремонт производится по гарантии, по¬требитель может потребовать, чтобы ему в трехдневный срок безвозмездно предоста¬вили аналогичный товар на период ремон¬та. Такое право предоставлено п. 2 ст. 20 За¬кона «О защите прав потребителей». Однако чтобы воспользоваться этим правом, по¬требитель сам должен заявить это тре¬бование сервис-центру (или продавцу то¬вара). В то время как ремонтники по собственной инициативе не обязаны пре¬доставлять такую замену. И еще. Существует Перечень товаров длительного поль¬зования, на которые не распростра¬няется требование покупателя о без¬возмездном предоставлении ему на период ремонта или замены анало¬гичного товара. В него входят:
1.Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агре¬гаты к ним, кроме товаров, предназначен¬ных для использования инвалидами, про¬гулочные суда и плавсредства.
2.Мебель.
3.Электробытовые приборы, используе¬мые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, элек¬трощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, элек¬тробинты, электропледы, электроодеяла).
4.Электробытовые приборы, используе¬мые для термической обработки продук¬тов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипя¬тильники, электрочайники, электроподо¬греватели и другие товары).
Гражданское оружие, основные части. Как видите, в этом Перечне нет мобильных телефонов, телевизоров, компьютерной техники и тому подобных товаров. Так что если вы, скажем, отдали в починку ноутбук или мобильник, то вполне можете потре¬бовать, чтобы вам предоставили аналог на время ремонта.
Прием вещи после починки
Согласно п. 19 Правил бытового обслу¬живания населения в РФ при выдаче от-ремонтированной бытовой радиоэлектрон¬ной аппаратуры, бытовых машин и приборов исполнитель обязан продемонстрировать их безупречную работу. Если обнаружится, что ремонт проведен с недостатками, то в соот¬ветствии со ст. 29 Закона «О защите прав по-требителей» клиент сервис-центра вправе по своему выбору потребовать:
• безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги (выполненной работы);
• соответствующего уменьшения цены ока¬занной услуги (выполненной работы);
• повторного выполнения работы (услуги);
• возмещения понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги (выполненной работы) своими силами или третьим лицом.
Также заказчик может отказаться от испол¬нения договора и рассчитывать на полное возмещение убытков, если в срок, установ¬ленный договором, исполнитель не устра¬нит недостатки оказанной услуги (выпол¬ненной работы), а также если владелец вещи обнаружит существенные недостатки услуги (работы) или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель вправе настаивать на состав¬лении двустороннего акта о выявленных недостатках. В дальнейшем такой акт по¬требуется при предъявлении требований сервисному центру о возмещении причи¬ненного ущерба, а при отказе сервисного центра его возместить - для доказатель¬ства вины последнего в суде.
Нередко возникают такие ситуации: по¬требитель принес неисправный товар в сервисный центр. Ему обещали сделать диагностику и установить причину по¬ломки, а через три дня звонят и говорят, что товар отремонтировали и его можно забирать. И называют стоимость ремон¬та, которая составляет чуть ли не 80% от цены нового товара. Но на такую сумму заказчик вовсе не рассчитывал. Для подобных случаев закон предусмат¬ривает обязанность сервисного центра согласовать с клиентом стоимость ре¬монта до его начала. Если же этого не сделали, а ремонт провели, потребитель вправе отказаться от оплаты. При этом мастерская не может удерживать сдан¬ную вещь и должна ее вернуть заказчику. Аналогичным образом можно поступать и в том случае, если с потребителем со¬гласовали одну цену, а в процессе ремон¬та потребовалось сделать дополнитель¬ные работы, за которые нужно доплатить. Если эти работы не были ¬предварительно согласованы с клиентом, он мо-жет отказаться от оплаты и оплатить только ту сумму, о которой с ним догова¬ривались первоначально.