15.06.2020

Защита прав потребителей микрофинансовых организаций

  С 2020 года окончательно закреплены нормы о защите потребителей микрофинансовых  организаций Федеральным законом № 554 от 27.12.2018 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральным законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».  Так, размер самой большой переплаты по кредиту снизился с 2,5-кратного от величины займа (с даты принятия закона) до 1,5-кратного на начало 2020 г. Основной пункт  изменений, благодаря которым проводится защита потребителей микрофинансовых организаций, – ограничение стоимости займа, в которую входят проценты по кредиту, штрафы, неустойки, пени, все платежи заемщика, предусмотренные договором. С 1 января 2020 г. совокупность всех вышеперечисленных сумм не должна быть выше 1,5-кратного размера от величины займа. Условие в обязательном порядке указывается на первой странице оформляемого кредитного договора. Например, если физическое лицо обращается в микрофинансовую организацию за 10 тыс. руб., при любых вариантах развития событий, в общей сложности он не отдаст кредитору более 25 тыс. руб., даже если он задерживает выплаты, в том числе полностью игнорирует обязательства по договору. Кроме ограничения по общей сумме, введены и лимиты возможной процентной ставки. Она не может превышать 1% в день, то есть 365% годовых.

Следует отметить, что правило действует не для всех кредитов, а только для займов, оформленных с 1 января 2020 г,; договоров сроком действия менее года. Кроме этого, Федеральным законом от 04.06.2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» с начала 2020 г. введена процедура рассмотрения жалоб на действия микрофинансовых организаций финансовым уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг. Однако в его компетенцию входит рассмотрение обращений в отношении финансовых организаций, включенных в реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным, если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тыс. руб., и если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

Обязательным предварительным действием заемщика остается претензионный порядок, то есть направление письменной жалобы в адрес микрофинансовой организации. Только в случае отказа удовлетворения требований или при отсутствии ответа в течение 30 дней гражданин вправе обратиться к финансовому уполномоченному. Срок рассмотрения обращения специалистом составляет 15 рабочих дней. Если заявитель не удовлетворен решением, то может обжаловать его в суде.

 Защита прав потребителей 

 
© 2006–2022, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области

Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6

Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86

Электропочта: ivrpn@37.rospotrebnadzor.ru