10.07.2020
Защита прав потребителей в условиях пандемии COVID-19
Роспотребнадзор обращает внимание на основные виды мошенничества, связанные с распространением коронавирусной инфекции.
Предложения о продаже несуществующих товаров, услуг, социальных льготах
- Мошенники могут предлагать купить очиститель воздуха, удаляющий возбудителя вируса, или маски с фильтром, отсеивающие вирус. Стоимость может быть сильно завышена, хотя эффективности таких средств не доказана.
- Предложения о покупке лекарств, якобы помогающих от коронавируса.
- Предложение индивидуальных средств защиты известных и надежных производителей с обязательной предоплатой. После получения денег товар не поставляется.
- Многие государственные органы одновременно с началом распространения инфекции стали изготовлять и бесплатно распространять брошюры о коронавирусе. Мошенники могут просить за них деньги.
- Звонки с информацией о контакте с подтвержденным носителем вируса и о том, что придут специалисты для проведения платного анализа.
- Запросы конфиденциальных личных данных для предоставления мифической господдержки, компенсации ущерба от вируса и т.п.
- Фишинговые рассылки (просят пройти по ссылке и т.п. с целью кражи данных карты) - например, про то, как в квартире избавиться от возбудителя вируса с помощью фена.
- Мошенники могут предлагать провести на дому бесплатное тестирование или вакцинацию от коронавируса. Как правило, цель такого визита - квартирная кража.
- Мошенники могут рассылать фейковые СМС-сообщения о том, что вам выписан штраф за нарушение карантина или самоизоляции. Часто в таких случаях могут просить оплатить его сразу - по номеру телефона или карты, угрожая возбуждением уголовного дела.
Уловки в интернете
- Мошенники создают вирусные интернет-сайты, распространяющие вредоносное программное обеспечение, для кражи личных данных или данных банковской карты. Часто такие сайты могут маскироваться под официальные порталы реальных организаций, например, ВОЗ или Минздрава.
- Кража личных данных также возможна через фишинговые рассылки, когда пользователя просят перейти по ссылке. Как правило, предлагают познакомиться со способами борьбы с возбудителем коронавируса, средствами защиты и т.д.
- Могут поступать звонки о якобы имевшем место контакте с подтвержденным носителем вируса и предложением сдать платный анализ, для которого специалисты приедут домой.
Обещания помощи с пособиями или долгами
- Мошенники могут запрашивать конфиденциальные личные данные, чтобы помочь в оформлении пособий и компенсаций ущерба от вируса.
- Гражданам могут поступать предложения по урегулированию взысканий или помощи в проведении процедуры банкротства за комиссию. Получив предоплату, преступники скрываются.
Лжеблаготворительные акции
- Мошенники могут попросить принять участие в благотворительных акциях, например, пожертвовать деньги на помощь пожилым людям или соотечественникам, оставшимся за рубежом. Переведенные в таком случае деньги, скорее всего, вернуть не удастся. Следует тщательно проверять такие обращения.
Ложные предложения о работе
- Фейковые предложения об удаленной работе под прикрытие корпоративных рассылок. Такие сообщения могут иметь вид приглашения принять участие в Zoom-конференции. Таким образом, мошенники заставляют перейти по небезопасным ссылкам.
- Предложения по удаленной работе. Для того, чтобы к ней приступить, мошенники заявляют о необходимости предварительно купить методические материалы.
Чтобы обезопасить себя, близких и не оказаться жертвой мошенников, Роспотребнадзор рекомендует придерживаться нескольких правил:
- бережно относитесь к своим персональным данным и документам. Не следует отдавать в руки чужим людям паспорт, никогда никому не называть данные банковской карты;
- если Вы получили СМС-сообщение о блокировке карты или списании денежных средств, не перезванивайте по указанному в СМС номеру, перезвоните по номеру, указанному на Вашей банковской карточке, сходите в банк лично и проверьте баланс через банкомат/онлайн-банк.
- если Вам дают заполнить анкету или опросный лист - внимательно изучите их содержание, прежде чем что-либо подписать, необходимо внимательно ознакомиться с содержанием.
- помните, что потребитель свободен в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается.
Если Вы всё же подписали договор с недобросовестными продавцами или исполнителями услуг, то следует помнить, что за защитой своих прав Вы можете обратиться в единый консультационный центр Роспотребнадзора 8-800-555-49-43, по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг 8 800-100-29-26. По вопросам мошенничества сообщите в полицию тел:02,102.
Защита прав потребителей