Материал для государственного доклада
«Защита прав потребителей в Российской Федерации в
1. Государственный контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
1.1. структура и анализ выявленных нарушений законодательства о защите прав потребителей.
Территориальным управлением Роспотребнадзора по Ивановской области государственный контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей осуществляется на постоянной основе в соответствии с утвержденным планом.
В 2005г. специалистами отдела защиты прав потребителей проведено 641 мероприятие по контролю, в том числе с нарушениями 636.
В 2005г. проинспектировано товаров на сумму 27,8 млн. руб., не допущено на потребительский рынок товаров на сумму 22,6 млн. руб.
Всего выявлено 2395 нарушений Закона РФ «О защите прав потребителей».
Как показывает практика, нарушаются ст.ст. Закона РФ «О защите прав потребителей»:
– ст.4 «Качество товара (работы, услуги)» - 311 нарушений, что составляет 13%;
– ст.ст.5,6 «Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы) а также гарантийного срока на товар», «Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара» выявлено 196 нарушений, что составляет 8,2%;
– ст.7 «Права потребителя на безопасность товара» выявлено 522 нарушения, что составляет 21,8%;
– ст.ст.8,9,10,12 »Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце и о товарах (работах, услугах), «Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)», «Информация о товарах (работах, услугах)», «Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)» выявлено 892 нарушения, что составляет 37,2%;
– ст.11 «Режим работы продавца (исполнителя)» выявлено16 нарушений, что составляет 0,7%;
– ст.27 «Сроки выполнения работ (оказания услуг)» выявлено 15 нарушений, что составляет 0,6%».
Нарушения иных нормативно-законодательных актов - 443.
В
По итогам мероприятий по контролю выдано 598 предписаний на устранение выявленных нарушений и 13 представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Однако, главная направленность специалистов ТУ Роспотребнадзора не выявить правонарушения, а их предотвратить.
В рамках этой задачи специалистами Территориального управления проводятся следующие мероприятия:
– просветительная работа среди населения нормативно-законодательных актов по вопросам защиты прав потребителей;
– принимаются участия в проведении различных семинаров и лекций со специалистами Глав администраций, округов и районов;
– организована «Горячая линия» для населения по вопросам защиты прав потребителей;
– проведены «Круглые столы» в день защиты прав потребителей в городах Иваново, Тейково, Фурманов, п. Палех и Кинешемском районе;
– в газете «Хронометр» организована постоянная страничка ТУ Роспотребнадзора, на которой дается информация о качестве реализуемых товаров, даются ответы на любые относящиеся к компетенции Территориального управления вопросы;
– в целях совершенствования потребительского образования в общеобразовательных учреждениях Ивановской области на экономическом факультете в ИвГУ проводились олимпиады школьников старших классов по основам потребительских знаний и защиты прав потребителей, в которых специалисты отдела защиты прав потребителей принимали непосредственное участие;
– на страницах газет в преддверии новогодней торговли даны советы потребителям по правильному выбору продовольственных и непродовольственных товаров в предприятиях торговли. Особое внимание было уделено покупке пиротехнических изделий, игрушек, парфюмерно-косметических товаров, продуктов питания;
– на телевидении отснят ролик «О состоянии потребительского рынка игрушек»;
– на постоянной основе проводятся личные приемы граждан по вопросам защиты прав потребителей и их законных интересов, оказывается практическая помощь в написании претензии к продавцу.
Качество и безопасность продуктов питания по-прежнему оставляет желать лучшего.
Показатели товара, изъятого из оборота по сравнению с 2004г., остались на прежнем уровне. Это консервы молочные, изделия колбасные, рыба и рыбопродукты, консервы мясные, напитки безалкогольные, сахар и т.д.
Снизилось качество товаров в среднем на 12% консервов мясных, табачных изделий, детского питания, вин виноградных, минеральной воды.
Основными причинами изъятия из оборота пищевых продуктов явились нарушения производителями и работниками торговли требований ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Закона РФ «О защите прав потребителей», нормативной документации (ГОСТ, ТУ), нарушения условий хранения, сроков годности, отсутствия документов, подтверждающих качество и безопасность товара, легальность производства.
Вызывает озабоченность цельномолочная продукция, детское питание – неоднородная консистенция, посторонний привкус, отсутствие информации для потребителя, в том числе о дате изготовления, наличие отстоя сыворотки и др.
В 2005г. забраковано 2,2 т цельномолочной продукции. Причиной забраковок названной выше продукции являются производственные дефекты, такие как использование некачественного сырья, нарушение технологических параметров, отсутствие надлежащей информации для потребителей и т.д.
Браковались мясные консервы в количестве 4,5 туб по несоответствию требований НД по органолептическим показателям: содержимое банки представляет собой измельченную массу, вместо кусочков мяса, наличию хрящей, сосудистых пучков, грубых соединительных тканей, даты выработки на крышке банки не читаемые, без этикеток.
Хлебобулочных изделий забраковано 2,6 т. Продукция браковалась как по дефектам производственного характера: отклонение установленной массы в меньшую сторону, непропеченному, липкому, неэластичному мякишу, наличию трещин и подрывов, загрязнению нижней корки от нагара, неполной информации о потребительских свойствах товара на маркировке упакованных изделий, завышенному содержанию лома (сухарей, печенья), так и по вине торговли: истекшему сроку реализации и годности, несоблюдению условий хранения и реализации, отсутствию сертификатов соответствия, удостоверений о качестве.
Работа по предотвращению попадания на потребительский рынок недоброкачественных и опасных для здоровья человека товаров проводится постоянно и находится на контроле специалистов ТУ Роспотребнадзора по Ивановской области.
1.4. Практика применения Кодекса РФ об административных правонарушениях в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В
Дела об административных правонарушениях возбуждались в соответствии со ст.28.1 КоАП РФ:
– составлением первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.27.1 КоАП РФ (о доставлении в служебное помещение ОВД для установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, изъятия вещей и документов);
– составлением протокола об административном правонарушении или вынесением прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В случае, если лицо было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола, но в назначенный срок не явилось, не сообщило о причинах неявки, протокол об административном правонарушении составлялся в его отсутствие.
Из 1594 дел об административных правонарушениях рассмотрено 1351 дел, в том числе 725 дел, поступивших из правоохранительных и надзорных органов.
По результатам рассмотрения вынесены постановления:
1) о назначении административного наказания в виде административного штрафа 974 на сумму 1690,9 рублей, в том числе 376 постановлений на сумму 568,2 по материалам правоохранительных и надзорных органов.
№ статьи КоАП РФ |
Количество постановлений |
Сумма штрафов, тыс. руб. |
% от количества дел |
14.2 |
38 |
61,5 |
4 |
14.4ч.1 |
278 |
831,1 |
28,9 |
14.4ч.2 |
|||
14.5 |
60 |
183 |
6,2 |
14.7 |
85 |
96,5 |
8,8 |
14.8ч.1 |
167 |
135 |
17,3 |
14.8ч.2 |
|||
14.8ч.3 |
|||
14.15 |
325 |
341,8 |
33,6 |
14.16ч.3 |
12 |
36 |
1,2 |
2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении 349, в том числе:
– в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, наличия по одному и тому же факту противоправных действий постановления о назначении административного наказания всего 34, в том числе по материалам, поступившим из правоохранительных и надзорных органов – 34.
– в связи с малозначительностью административного правонарушения всего 315 дел, в том числе по материалам, поступившим из правоохранительных и надзорных органов 287.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносились определения, предусмотренные статьей 29.4 КоАП РФ:
– о назначении времени и месте рассмотрения дела;
– о вызове лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу;
– об отложении рассмотрения дела;
– о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в случае их неправильного оформления или неполного представления материалов (доказательств), если это не могло быть восполнено при рассмотрении.
Мероприятия по контролю и их оформление осуществлялось в строгом соответствии с требованиями Федерального Закона РФ от 08.08.2001г. №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
После составления протокола об административном правонарушении в обязательном порядке выдавались предписания об устранении выявленных нарушений с последующим контролем за выполнением предписаний и поступлением информации о принятых мерах.
Определенные сложности в применении КоАП вызывает обжалование определений и постановлений по делу об административных правонарушениях, вынесенных судом по направленным на рассмотрение материалам дел.
Должностные лица, составлявшие протоколы об административных правонарушениях, не являются участниками производства по делам, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ и они не вправе заявлять ходатайства, отводы, обжаловать вынесенные по делу определения и постановления судей.
В большинстве случаев судьи не вызывают в суд представителей контролирующего органа для дачи пояснений по делу, в результате чего неправильное применение и толкование норм закона приводит к вынесению незаконных определений и постановлений.
Сложность вызывает и составление протоколов об административных правонарушениях в отношении юридических лиц, находящихся в других областях и регионах, которые не являются по вызовам для составления протоколов. Объемные материалы для ознакомления, дачи объяснений и т.д. приходится направлять заказной почтой с уведомлением. Уведомление о вручении в назначенное время не возвращается, сроки составления протокола и рассмотрения дела необоснованно затягиваются.
1.5. Досудебная и судебная защита прав потребителей – формы, методы и результаты проделанной работы.
В 2005 году в отделе по защите прав потребителей поступило 130 письменных обращений граждан, в том числе на деятельность торговли - 105, общественное питание - 3, бытовые услуги – 4, услуги транспорта – 1, жилищно-коммунальные услуги – 17.
При проведении мероприятий по контролю подтвердилось 96 жалоб, частично подтвердилось 7 и не подтвердилось 25 жалоб.
Кроме того, проведено 139 консультаций по устным обращениям граждан, в том числе на торговлю – 122, бытовые и медицинские услуги – 2, жилищно-коммунальные услуги – 15.
2. Анализ соблюдения законодательства о защите прав потребителей в отдельных секторах потребительского рынка товаров и услуг.
Необходимо отметить некоторые группы товаров, на которые специалисты обращают особое внимание.
2.1. Продажа аудиовизуальных произведений и фонограмм.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области, мероприятия по соблюдению правил продажи аудиовизуальной продукции в соответствии с требованием Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 «Правила продажи отдельных видов товаров», проводились и проводятся регулярно.
Всего проверено 25 предприятий торговли, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. В каждом выявлены различного рода нарушения.
При проведении мероприятий по контролю забраковано и снято аудиовизуальной продукции с признаками контрафактности 1694 ед., которые в последствии уничтожены владельцами товара в присутствии специалистов ТУ Роспотребнадзора и понятых. Уничтожение продукции проводилось механическим способом.
Основными причинами забраковок и снятия с реализации аудиовизуальной продукции явилось отсутствие информации о наименовании и местонахождении изготовителя экземпляра аудиовизуального произведения, номера лицензии на деятельность по воспроизведению; сведений об обладателе авторских и смежных прав на аудиовизуальные произведения; информации о студии, на которой снят фильм, годе его выпуска, фильмографических данных, продолжительности фильма и рекомендаций о возрастном ограничении; номера и даты выданного прокатного удостоверения. Кроме того, установлен случай продажи аудиовизуальной продукции вне стационарного места торговли.
По фактам выявленных нарушений возбуждено 25 дел об административных правонарушениях, привлечены к административной ответственности 25 индивидуальных предпринимателей, назначено штрафных санкций на общую сумму 29,0 тыс. руб. по статье 14.15 КоАП РФ. Выданы предписания о немедленном устранении правонарушений.
Вопросы, связанные с защитой потребительского рынка от аудиовизуальной продукции с признаками контрафактности, находятся под постоянным контролем ТУ Роспотребнадзора.
За указанный период в ТУ Роспотребнадзора по Ивановской области обращений и жалоб о нарушениях законодательства, регулирующего вопросы охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности, не поступало.
2.2. Дистанционный способ продажи товаров.
В 2005г. проведены контрольные мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров дистанционным способом. Проведено 9 мероприятий, из которых дистанционным способом продажи осуществлялась торговля только в 2-х предприятиях.
Основные нарушения:
– ст.26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» до заключения договора продавцом не предоставлена информация о месте изготовления товара, о полном наименовании изготовителя, его месте нахождения, о сроке службы и гарантийном сроке эксплуатации;
– при заключении договора не указывается информация о месте изготовления, о полном фирменном наименовании изготовителя на потребительской упаковке, товаре, инструкции по эксплуатации.
За нарушение потребительского законодательства при дистанционной продаже товара должностные лица привлечены к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Из многочисленной полученной и проверенной информации, которая размещалась по местному телевидению и в средствах массовой информации было установлено, что продажа товаров, реализуемых вне стационарных мест торговли посредством ознакомления потребителей с предложенным описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, а так же посредством телерекламы и в средствах массовой информации, оказывалось так, что этот товар реализуется в розничной торговой сети предприятий, дающих рекламу.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дистанционный способ продажи в настоящее время не развит в таких городах как Иваново. Об этом говорит и отсутствие жалоб и заявлений граждан на недостатки дистанционного способа продаж.
2.3. Лекарственное обеспечение граждан.
Специалистами ТУ Роспотребнадзора по Ивановской области в 2005г. проведено 8 мероприятий по контролю лекарственных средств и изделий медицинского назначения, реализуемых на территории Ивановской области, по выполнению требований Закона РФ «О защите прав потребителей».
Отпуск населению лекарственных средств осуществляется через аптеки, аптечные пункты, киоски различных форм собственности, принадлежащие муниципальным предприятиям, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Всего на территории области находится аптечных учреждений, из них 41 аптечное учреждение осуществляет льготное лекарственное обеспечение.
В ходе проведения мероприятий по контролю проверено товаров на сумму 20,7 тыс.руб. Забраковано и снято с продажи на 13,0 тыс.руб. (62,8%).
Основными причинами забраковок и снятия с продажи продукции, реализуемой через розничную аптечную сеть, явились нарушения требований Закона РФ «О защите прав потребителей»:
– ст.9, 10 в части отсутствия информации для потребителя об изготовителе и его юридическом адресе на потребительской упаковке;
– ст.8 - по не предоставлению потребителям информации на русском языке об изготовителе, составе средства;
– ст.7 в части отсутствия сертификатов соответствия или сведений по сертификации в накладных;
– ст.5 - реализации лекарственных средств с истекшим сроком годности.
По результатам проверок 8 индивидуальных предпринимателей и должностных лиц привлечены к административной ответственности в сумме 9,5 тыс. руб.
2.4. Жилищно-коммунальные услуги.
Специалистами Управления уделяется внимание законодательству о защите прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Деятельность Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в рамках Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» осуществляется на постоянной основе путем проведения плановых и внеплановых мероприятий по контролю.
За отчетный период 2005г. на нарушение законодательства в сфере долевого участия граждан в строительстве жилья, жалоб и заявлений от населения не поступало. Работа в основном была направлена на соблюдение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и на повышение качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.
В 2005г. проведено 48 плановых и 100 внеплановых мероприятий по контролю, из них 98 - по заявлениям и обращениям граждан.
В ходе проведенных мероприятий выявлены:
– нарушения требований ст.4 Закона РФ «О защите прав потребителей», предъявляемых к качеству предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и односторонний отказ от исполнения соответствующих обязательств, связанных с тепло-водо- и электроснабжением жилых помещений (квартир) граждан (ст. 14.4 ч.1 КоАП РФ), выявлено 12 правонарушений, наложено штрафов на сумму 14 тыс.руб.;
– нарушения требований ст.ст. 7, 28, 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» в части невыполнения жилищно-эксплуатационными организациями обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества жилых многоквартирных домов (в том числе подвалов, чердаков, лестничных клеток, подъездов, крыш), вывозу бытовых отходов и содержанию придомовых территорий (ст.ст. 14.4 ч.1,2; 6.ч.3.КоАП РФ), несоблюдения экологических санитарно-эпидемиологических требований по вывозу и уничтожению твердых бытовых отходов (ст.8.2 КоАП РФ) выявлено 60 нарушений, наложено штрафов на сумму 33,9 тыс. руб.;
– нарушения требований ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей» на получение льгот, установленных законодательством, в части начисления льгот ветеранам и инвалидам по социальным нормам, включение в расчет оплаты за жилье и коммунальные услуги площади балконов и лоджий (ст. 14.8 ч.2,3 КоАП РФ), выявлено 8 нарушений, наложено штрафов на сумму 2,0 тыс. руб.
По факту выявленных нарушений предприятиям жилищно-коммунального хозяйства выдано 148 предписаний. Возбуждено 1 дело об административных правонарушениях на юридическое лицо и 37 - на должностных лиц. Привлечено к ответственности в соответствии с действующим законодательством 38 виновных лиц. Наложено штрафных санкций на сумму 48,9 тыс. руб.
Специалисты ТУ Роспотребнадзора по Ивановской области участвуют в работе штаба по санитарному состоянию и благоустройству г. Иваново при администрации г. Иваново, межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Кроме того, проводятся совместные мероприятия по контролю с природоохранной прокуратурой и прокуратурами городов и районов в муниципальных унитарных предприятиях жилищного хозяйства.
По результатам проведения совместных проверок главам администраций направляется информация об актуальных проблемах в сфере обеспечения качества жилищно-коммунальных услуг в городах и районах Ивановской области:
– сбора, переработки, захоронения и утилизации бытовых и производственных отходов;
– о соблюдении законности при обращении с отходами производства и потребления;
– о качестве водоснабжения питьевой водой населения;
– о санитарном содержании населенных мест области;
– о ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов;
– порядка формирования и утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги на 2005г.;
– оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда на предмет признания помещения жилым пригодным (непригодным) для проживания граждан;
– о проведении обследования систем горячего водоснабжения жилых домов.
Территориальными отделами ТУ Роспотребнадзора в администрациях муниципальных образований Ивановской области проведены открытые совещания с участием жителей по вопросам защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
2.5. Строительство жилья.
Также, специалистами Управления в целях предупреждения, профилактики, пресечения возможных нарушений прав, охраняемых законом интересов потребителей проведен анализ проектов ряда представленных по запросу хозяйствующими субъектами договоров о долевом участии в строительстве на соответствие условий договоров требования Федерального закона РФ «О защите прав потребителей» и Гражданского Кодекса РФ. По результатам рассмотрения даны конкретные предложения о приведении некоторых положений договора в соответствии с действующим законодательством.
3. Организация региональной системы защиты прав потребителей.
В регионе права потребителей защищаются ТУ Роспотребнадзором, обществом по защите прав потребителей и отделом по защите прав потребителей муниципалитета в соответствии с региональной программой по защите прав потребителей, утвержденной администрацией Ивановской области на 2005-2006г., так и в совместной работе межведомственного совета по делам потребителей, организуя совместную работу по контролю проведению семинаров, обучению школьников, специалистов отделов по защите прав потребителей округов и районов.
3.1. Практика взаимодействия с органами местного самоуправления.
За отчетный период совместно с органами местного самоуправления городов Вичуга, Тейково, Кинешма, Шуя, Фурманов, Приволжск, Пучеж, Юрьевец, Кохма, п. Савино, Лежневском районе в целях упорядочения мелкорозничной торговли, обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, государственной защиты прав потребителей и интересов потребителей проведены совместные рейды. Во время проведения таких рейдов уделялось внимание строгому соблюдению со стороны продавцов соответствия мест торговли, указанных в удостоверениях, выданных отделами потребительского рынка администраций городов и районов, оборудование торговых мест.
3.2. Практика взаимодействия с общественными объединениями потребителей.
Так, в целях обеспечения населения области товарами (работами, услугами) надлежащего качества, соблюдения законодательства о защите прав потребителей и других законодательных и нормативных актов РФ и Ивановской области при производстве (оказании) и реализации товаров (работ, услуг) по информации Ивановской областной общественной организации по защите прав потребителей проводились контрольно-надзорные мероприятия, направленные на недопущение поступлений на потребительский рынок товаров, работ и услуг надлежащего качества. За отчетный период по информации Ивановской областной общественной организации по защите прав потребителей проведены комплексные проверки в сфере реализации товаров:
– мяса и мясной продукции на рынках в городских округах Иваново, Шуя, Вичуга, Кохма; в розничной торговой сети Кинешемского муниципального района;
– мороженого в городских округах Иваново и Кинешма, Приволжском районе;
– сотовых телефонных аппаратов в городских округах Кинешма и Шуя;
– соблюдение законодательства при оказании коммунальных услуг в Тейковском, Шуйском, Заволжском муниципальных районах;
– соблюдение законодательства при оказании пассажирских транспортных услуг маршрутными такси, в том числе применение контрольно-кассовой техники в городских округах Кинешма, Кохма и Шуя.
Отдел защиты прав потребителей консультирует общественные организации по защите прав потребителей по вопросам защиты прав потребителей перед подачей иска в суд от неопределенного круга потребителей и другим вопросам.
4. Информирование и просвещение населения – формы и методы работы.
– освещается нормативно-законодательная база в СМИ на радио и на страницах газет «Рабочий край», «Комсомольская правда», «Ивановская газета», «Хронометр»;
– организована «Горячая линия» для консультирования потребителей;
– по телевидению ТУ принимает участие в программе «Вопрос-ответ», где на вопросы потребителей отвечают специалисты ТУ Роспотребнадзора;
– принимаются участия в проведении олимпиад, относящихся к вопросам защиты прав потребителей;
– проводятся личные приемы граждан специалистами отдела защиты прав потребителей.
Руководитель Управления
Роспотребнадзора по Ивановской области А.И. Минашкин
Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6
Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86