Надзор за соблюдением требований законодательства в сфере предоставления населению жилищно-коммунальных услуг в 2009 году
Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области в
Рассмотрено 59 письменных обращений и 60 устных обращений граждан. Обращения граждан содержали вопросы, касающиеся содержания общего имущества дома и его состава, нарушения санитарных норм при подаче горячей и холодной воды, о порядке перерасчетов за некачественно оказанные коммунальные услуги, о корректировке оплаты за коммунальные услуги, об оплате за вывоз бытовых отходов, об оплате за воду и электроэнергию по общедомовым счетчикам, о порядке оплаты работ по замене электросчетчиков и их госповерке, о нарушении сроков выполнения работ по установке домофонов.
Проведено 33 внеплановых мероприятий по контролю в отношении предприятий предоставляющих коммунальные услуги и управляющих компаний, в 13-ти предприятиях нарушения не установлены. 11 жалоб направлены по подведомственности в Службу государственной жилищной инспекции.
В ходе проведенных мероприятий по контролю выявлены:
- нарушения требований «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.08г. № 307, в части не предоставления потребителям полной и необходимой информации о предоставляемых услугах и их стоимости;
- нарушения требований Постановления правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 в части не проведения перерасчетов за услуги ненадлежащего качества или, предоставленные с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, не проведение корректировки оплаты за коммунальные услуги.
По результатам проведенных мероприятий по контролю привлечено к административной ответственности 3 юридических лица и 10 должностных лиц в соответствии с действующим законодательством, наложено штрафов на сумму 36,5 т.р. Выдано 8 предписаний на устранение выявленных правонарушений. Передано в суд 3 дела по ст. 19.5ч.1 и ст. 19.7 КоАП РФ.
Анализируя проделанную работу Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области в 2009г. следует отметить, что жалобы потребителей на некачественное исполнение договоров по предоставлению жилищно- коммунальных услуг в основном удовлетворялись Управляющими компаниями в добровольном порядке до окончания мероприятий по контролю.
Это обстоятельство свидетельствует о том, что работа, проводимая в предыдущие годы способствовала повышению авторитета Управления и ответственности предприятий, предоставляющих жилищно- коммунальные услуги населению. Кроме того, размещение на сайте Управления информации для потребителей способствует повышению просвещенности и информированности потребителей в вопросах жилищно-коммунальных услуг, в результате сократился поток жалоб по вопросам оплаты ремонтных работ за счет квартиросъемщиков.
Однако следует отметить, что в последнее время участились обращения граждан по вопросу нарушения сроков исполнения работ компаниями, осуществляющими установку домофонов. Одной из таких компаний является ООО «Метаком–Сервис». В Управление Роспотребнадзора обратились потребители с письменными и устными жалобами на нарушение сроков исполнения договоров продолжительностью от 1до 2-х месяцев.
В ходе проверки по одному из заявлений ООО «Метоком-Сервис» установлено, что в договорах, заключаемых с потребителями предусмотрена санкция за нарушение сроков исполнения работ в размере 0,03% от суммы, указанной в таком то пункте. При обращении к соответствующему пункту выяснилось, что в нем указана стоимость одного устройства ограничения доступа, то есть санкция за нарушение сроков установки ничтожно мала. Потребители должны обратить внимание на включение в договор условий, предусматривающих ответственность компании за нарушение сроков исполнения работ и при заключении договора в таком пункте указывать конкретно сумму договора, с учетом которой насчитываются санкции. При правильном составлении договора компании будет невыгодно нарушать установленные договором сроки, так как на сумму санкций делается скидка при окончательной оплате работ.
Другим характерным для настоящего времени нарушением, является то, что многие Товарищества Собственников Жилья (ТСЖ) не производят корректировку оплаты за коммунальные услуги по окончанию расчетного периода. Так, например, члены и не члены ТСЖ «РИТМ», находящегося по адресу: г. Иваново, ул. Шубиных, д.27, обратились с жалобой на не проведение корректировки по оплате за отопление в 2007-2008годах.
В результате документарной проверки установлено, что председателем ТСЖ «РИТМ» на общем собрании в январе 2009г. было внесено предложение не производить корректировку оплаты за отопление, а направить всю сумму, излишне оплаченную за год, на текущий ремонт дома в 2009г. В п. 27 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 указано, что величина, полученная в результате корректировки размера оплаты за коммунальные услуги, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета. В нарушение указанного выше пункта, не был проведен расчет суммы корректировки оплаты за отопление по собственникам квартир в ТСЖ «РИТМ», и не отражен, следовательно, не учтен, в счетах- извещениях на оплату коммунальных услуг, подлежащей внесению в следующем месяце. Таким образом, допущено незаконное удержание средств собственников квартир в доме № 27 ТСЖ «РИТМ» с января 2009г. по настоящее время.
В оправдание своих действий председатель ТСЖ «РИТМ» предъявил договор подряда на ремонт теплотрассы от июля 2009г., но акт о приеме выполненных работ не предъявлен. В п.2. ст. 158 Жилищного Кодекса РФ указано, что решение общего собрания собственников об оплате расходов на капитальный ремонт принимается с учетом предложений о сроке начала капремонта, объеме работ, стоимости материалов, порядка финансирования ремонта и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Однако, в январе, при обсуждении на общем собрании вопроса о направлении суммы, полученной в результате корректировки оплаты за отопление, на текущий ремонт, никаких конкретных решений по проведению ремонта (текущего или капитального) не обсуждалось.
Кроме того, в доме проживают собственники квартир, не являющиеся членами ТСЖ «РИТМ», с которыми не заключены договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг, что является нарушением требований ст.155 Жилищного Кодекса РФ.
По результатам проверки председатель ТСЖ «РИТМ» привлечен к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством, ТСЖ «РИТМ» выдано предписание о проведении корректировки по оплате за отопление в 2008г. и заключении договоров с собственниками квартир дома №27, не являющимися членами ТСЖ «РИТМ».
Необходимо еще раз напомнить всем потребителям жилищно-коммунальных услуг о том, как важно знать и понимать свои права и обязанности, независимо от того являетесь Вы членом ТСЖ или пользуетесь услугами Управляющих компаний.
Адрес: 153021, г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 6
Тел.: +7 (4932) 30-30-13, 38-36-86